Как сообщает "Донецкое агентство новостей" со ссылкой на "министра транспорта" ДНР Семена Кузьменко, самопровозглашенная "Донецкая народная республика" заблокировала поставки угля в Украину. В ДНР заявили, что поставки будут приостановлены, пока Украина не снимет блокаду на поставки горюче-смазочных материалов и запчастей. "У Украины сейчас критическая ситуация, им требуется 1 миллион 200 тысяч тонн в месяц нашего топлива, которое мы будем поставлять в случае снятия блокады на топливо и запчасти для вагонов и локомотивов, и если стрелять не будут", — сказал "министр". О том, существует ли альтернатива поставкам угля из ДНР для Украины, корреспондент ГолосUA узнавала у директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича.
-Дмитрий, насколько опасен отказ ДНР поставлять уголь в Украину в преддверии зимы?
-Это может быть серьезным ударом по подготовке к зиме, потому что ключевые проблемы по обеспечению украинских теплоэлектростанций антрацитом до сих пор не решены. Уже около года эта проблема существует. С момента, как начались активные боевые действия на Донбассе, резко стали падать объемы подвоза угля, прежде всего антрацита. Ведь большинство шахт, добывающих его, находятся восточнее Донецка и не контролируются украинским правительством. Поэтому, если поставки антрацита с территории самопровозглашенной ДНР прекратятся, с высокой степенью вероятности можно прогнозировать: возникнут сбои в производстве электроэнергии. А, соответственно, и веерные отключения потребителей на протяжении отопительного сезона.
Ясно, что это — в какой-то степени шантаж со стороны ДНР. Но если Киев откажется идти на какой-то компромисс в этом вопросе — украинцы будут сидеть без света. Точнее, киевляне не рискуют остаться без электричества, но вот те, кто живет в провинции…
-Как должны быть организованы эти переговоры и кто должен в них участвовать?
-Правительство страны или те, кого оно уполномочит их провести. Это не принципиально. Нужно понять одну важную вещь: только за счет этих поставок на протяжении двух месяцев удалось немного увеличить объемы угля на складах. Более того, уже есть решение властей, что на начало отопительного сезона на складах теплоэлектростанций должно быть накоплено 2,7 млн тонн угля, хотя бы половина из которого — антрацит. Сейчас собрано, в лучшем случае, около 1,4 млн тонн, может, даже и меньше. И до конца октября нужно каким-то чудом накопить еще 1,3 млн тонн — именно антрацита. Конечно, если запрет на вывоз угля не будет отменен, этого сделать не удастся.
-И где Украине придется закупать уголь?
-Нам придется закупать уголь в России, потому что из других источников получать уголь в достаточных объемах просто невозможно. Альтернатива — закупать уголь в Южной Африке, Южной Америке, Вьетнаме, Австралии, США. Это дорого и сложно с логистической точки зрения, пропускная способность украинских портов ограничена.
-Какая разница в цене будет в этом случае?
-Существенная. По балансу уголь из ДНР заходит примерно за 1100 грн., уголь из ЮАР обходится в 110 долл., из России — около 80 долл. за тонну.
-А откуда берет уголь Европа?
-Тоже покупает у России, а также импортирует из ЮАР, США. В Британии вскоре будет закрыта последняя шахта. В ЕС добывают уголь, но совсем небольшие объемы. Но Украину не следует сравнивать с Европой, мы очень разные не только с точки зрения логистики, но и — экономически.
-Есть ли для Украины какая-то альтернатива углю? Возможно, атомная или биоэнергетика?
-Нет. Для того, чтобы построить один блок АЭС, нужны 2-3 млрд. долл. Их просто нет. Поэтому развитие атомной энергетики — не более, чем красивые слова. В любом случае, атомные блоки не покрывают пиковое потребление электроэнергии. В нашей стране оно покрывается тепло- и гидроэнергетикой. Мы можем построить еще три атомных блока, но это не поможет. В отдельных регионах возобновляемые источники энергии могут каким-то образом решить проблему, но в крупных городах это практически нереально. Тепловая генерация на угле обеспечивает около 35% производства электроэнергии. Альтернативные источники даже в развитых странах ЕС такого объема не дают. Не следует забывать и о высокой стоимости таких технологий. К тому же, себестоимость производства мегаватт/часа по альтернативной технологии в последние годы снизилась с 500 до 200 долл., в то время как цена мегаватт/часа в традиционной генерации, использующей уголь или углеводороды, составляет 100 долл. И неизвестно, когда паритет будет достигнут. Так что альтернативная энергетика актуальна лишь для богатых стран. Следовательно, нужно решать проблему с подвозом угля из ДНР или — платить русским. Ведь зима начнется уже через полтора месяца. Важно также то, что в ДНР удается покупать уголь практически по балансовой стоимости, на которую рассчитан тариф для теплоэлектростанций. Все остальные виды поставок угля обходятся намного дороже, и это приводит к убыткам тепловой генерации.