- На сегодняшний день никто не станет спорить с утверждением, что вопрос энергетической независимости Украины – едва ли не самый важный как в политическом, так и в экономическом аспекте. О том, что ждет Украину в дальнейшем при сохранении нынешнего энергетического курса, а также о перспективах альтернативных источников энергии ГолосUA рассказал директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
- Как вы оцениваете энергетическую политику Украины?
- Очень частая смена правительств очень негативно сказалась на таком понятии как государственная целенаправленная энергетическая политика. Я бы охарактеризовал эту политику как фрагментарную; в ней нет последовательности в некоторых очень важных для Украины направлениях. Нам нужно уменьшать зависимость от природного газа (сейчас — это чуть меньше 45% всей энергии), но к сожалению украинское правительство мало внимания этому уделяло. И только после того, как Газпром поставил правительство Азарова в тупик, он (Н.Азаров, — Авт.) не захотел пойти на компромисс, и начали искать реальные пути по диверсификации природного газа.
- Во-вторых, нет целостной картины в нефтяной отрасли. Мы стабильно теряем транзит: в последние годы — по 15% в год. Нас отодвинули морские маршруты транспортировки. В этом направлении тоже мы не видим целенаправленной государственной политики, которая могла бы защитить интересы Украины.
- В сфере электроэнергии мы вообще не понимаем, куда мы движемся: или на рынки, или не на рынки. Как вообще будет выглядеть новый рынок электроэнергии? Новый законопроект об основах формирования рынка электрической энергии был рассмотрен в первом чтении, но, опять же, он не решает ключевые вопросы: будет ли отменена система перекрестного субсидирования.
- Какие перспективы вы видите в желании Украины добывать сланцевый газ на своей территории?
- Чиновники дают самые радужные прогнозы, но мы не знаем реальных объемов ресурсов: есть заявления о 1,5 триллионах кубометров нетрадиционного газа, есть заявления о даже 4-5, а то и 7-ми триллионах! Есть ли эти ресурсы там реально, никто не знает.
- К тому же, как правило, во время разведывательных работ по этим ресурсам подтверждается, являются ли коммерчески выгодными 15%. То есть, если у нас есть 1,5 триллионов кубометров нетрадиционного газа, то из них только 15% являются коммерчески привлекательными.
- Давайте посмотрим на негативный польский опыт, когда вместо одного триллиона там добыли лишь 650 млрд., из которых можно использовать лишь определенную долю. Только после того, как компания Shell проведет разведывательные работы на Юзовской площади, станет понятно, насколько выгодной у нас является добыча сланцевого газа. А до того времени этот вопрос остается открытым.
- Во-вторых, добыча углеводородов является рискованной для местных общин, потому что она изменит ландшафт на этих территориях и может привести к ухудшению экологической ситуации.
- Даже американский аналог украинского министерства охраны окружающей среды из года в год откладывает обнародование результатов исследования по нанесению вреда природе США. А в Штатах добыча сланцевого газа происходит уже 10 лет! В штате Техас, где установлены буровые установки и полным ходом идет добыча сланцевого газа, существенно изменен ландшафт. Но там фактически пустыня, и очень маленькая плотность населения.
- В Украине же ситуация совсем другая. Бурение будут проводить в густо населенных регионах. Бурение можно начинать только с согласия местных общин, так как именно позиция местных общин должна быть решающей. Мы видим, что принципиальная позиция Львовского и Ивано-Франковского облсовета дала свои результаты. Chevron пошел на уступки, и в соглашении о разделе доходов уже зафиксировано, что 10% перейдет местным общинам. И для местных общин это позитив, ведь наше правительство и так забирает все деньги из регионов. Кому нужна такая бюджетная политика?
- Можете ли вы спрогнозировать, какие тарифы на газ будут в Украине через несколько лет?
- Вероятность повышения тарифов на газ до следующих президентских выборов очень низкая. Возможно, произойдет некоторая корректировка цены на 15-20%. Аналогичная ситуация с электроэнергией. По реалистичному сценарию через 5 лет цены на газ должны быть повышены более чем вдвое, а на электроэнергию — в 2,5-3 раза. Это такой сценарий, который позволит нашему энергетическому хозяйству работать по вполне рыночным условиям.
- Опять же, точную цифру назвать невозможно, потому что есть очень много факторов, которые мы не можем спрогнозировать. К примеру, зависимость от различных видов топлива, отношения с главными поставщиками этого топлива.
Кабмин Украины поддержал изменения в законодательстве от Минсоцполитики, которые позволят украинским семьям...