Д. Марунич: «Тарифы на отопление повысятся, если власть не договорится с западными кредиторами»

На носу отопительный сезон, и уже в октябре украинцы должны почувствовать на себе повышение стоимости газа. От него зависят тарифы на отопление и горячую воду. Если Кабинет  министров не внесет изменения в действующее постановление № 187, то газ должен подорожать почти на 19% — с 6,9 грн до более 8 грн за кубометр. Пока рассчитанный тариф на газ, который должны продавать по новой цене, на 10% отличается от действующего. Впрочем, до 1 июля новая цена, согласно закону, должна была быть обнародована на сайте Минэнерго. Этого в действительности не произошло. Ситуация с тарифом остается неопределенной. Между тем Антимонопольный комитет Украины подозревает, что цена на газ для теплокоммунэнерго может вырасти. О ситуации на рынке газа и вероятности роста тарифов на отопление и горячую воду  для населения корреспонденту ГолосUA рассказал директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

— Дмитрий, хватает ли Украине накопленного газа на предстоящий отопительный сезон?

—  В первую очередь надо отметить, что накопленные объемы газа в наших хранилищах выше, чем в прошлом году. Они уже превысили ту отметку, которая была достигнута на начало отопительного сезона. Очевидно, что мы видим сейчас, что особой динамики роста потребления нет. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что, если не будет каких-то форс-мажорных событий (очень холодной зимы или каких-то  перебоев с поставками) – газа должно хватить. За последние годы у нас сильно упало потребление газа – и это основная предпосылка к тому, что накопленного газа должно хватить на весь отопительный сезон.

— Будут ли расти тарифы на отопление для населения?

— Тарифы к объемам газа не имеют никакого отношения. Тарифы на отопление поднимает регулятор – комиссия НКРЭУ (Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины). Пока говорить о росте тарифов нельзя, особых предпосылок нет. Дело в том, что тарифы зависят от конкретного лицензиата – у «Киевэнерго» один тариф, у «Еврореконструкции» – другой и т.д.  Поэтому если, допустим, экономика производства тепла изменилась, сумма в теплокоммунэнерго поменялась, то, возможно, они подали заявку на рассмотрение  на рост тарифа. Однако регулятор, который занимается окончательным решением, будет выносить соответствующее решение.  Пока нет информации, что в ближайшее время будут существенно повышены тарифы. Разве что дискуссии между Гройсманом с МВФ и западными кредиторами «говорят» о том, что, согласно действующей нормативной базе, тарифы действительно нужно было бы повысить с 1 октября этого года на 17-19%.

Премьер-министр пытается сейчас договориться с  западными кредиторами, чтобы переписать нормативную базу, в частности, 187-ое постановление Кабмина, и не допустить повышения тарифов. Этого пока не произошло. Надо отметить, что уже все сроки реализации этого решения пропущены, нужно было до 1 июля опубликовать «цифру», то есть, «цифру повышения» – новый тариф. Этого сделано не было. И все же если удастся договориться  с западными кредиторами, повышения тарифа не произойдет.  Вот такая достаточно неоднозначная ситуация. Если Гройсману не удастся договориться с западными кредиторами, это может стать единственной угрозой  для роста тарифов. Однако поскольку Гройсман сохраняет спокойствие, то, я думаю, у него есть какой-то план, чтобы не допустить повышения тарифов. Повторю, что по действующей нормативной базе тарифы на газ для  населения  нужно  повышать с 1  октября, но пока правительство пытается не допустить этого. Чем это закончится, сложно прогнозировать.

— Может ли повлиять на рост тарифов закупка Украиной  американского угля?

— Во-первых, этого угля из США не так много. Во-вторых, это практически никак не касается населения. Практически это может повлиять на тариф на электрическую энергию для промышленности, на тарифы для населения это напрямую никак ни отразится. Если власть  не примет решение о повышении и тарифов, пока это  никак не повлияет  на рост тарифов. Однако по ряду причин власть не намерена этого делать.  Хотя, как вы знаете, нет  ничего невозможного. Пока о каких-то изменениях  по тарифам ничего неизвестно.

— Существует ли техногенные риски для отопительного сезона, если ремонтные работы вовремя не профинансируют?

— Безусловно, такие риски есть, ведь в Киеве уже были  прецеденты с прорывом теплотрасс. Сколько было возмущения у всех. Я не знаю пока всей ситуации по регионам, ситуацию могут прояснить теплокоммунэнерго или МинЖКХ. Это происходит из-за долгов, из-за несвоевременного перечисления субсидий. Долги эти сами по себе существенные, и они  имеют тенденцию к росту. В целом можно сказать, что если где-то несвоевременно были проведены подготовительные работы к отопительному сезону, то зимой возникнут очень серьезные риски. Однозначно никто не скажет, какая угроза существует. Еще советские, старые теплотрассы у нас толком никогда не ремонтировались.

— Что можно посоветовать киевлянам, получающим платежки с огромными суммами за горячую воду, которой и не было в течение всего лета?

— В каждом конкретном случае есть конкретная причина. Думаю, для  начала нужно звонить в «Киевэнерго»  или в «Еврореконструцию» и уточнять обоснованность прописанной в платежке суммы. У них там есть свой колл-центр, горячая линия. Если вопрос там не решается, очевидно, нужно разбираться дальше, жаловаться в райадминистрацию сначала, потом в горадминистрацию, если вопрос не решается. Поднимать вопрос на более высоком уровне, обращаться в прокуратуру, поднять всю нормативную базу, посмотреть, как должны начисляться тарифы.  Это отдельный вопрос. Я знаю, что многим киевлянам приходят адекватные платежки, там стоят нормы тарифа, и самому их можно посчитать. Если в квартире установлен счетчик воды и приходят завышенные  платежки, то в таком случае нужно приглашать комиссию, чтобы снимать показатели со счетчиков. Только так, а не иначе.     

Читайте также по теме