На прошлой неделе российский «Газпром» снизил транзит газа через Украину на 20%. ГолосUA решил разобраться, как это скажется на тарифах, а также существует ли риски полной остановки транзита, спросив об этом у сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича.
— Почему упал транзит российского газа?
— Россияне за две недели до конца 2021 года объявили, что они завершили реализацию контракта на текущий год, согласно которому они прокачали 40 млрд кубов газа. Больше этого объема прокачивать России невыгодно. В новом году РФ и Украина заключат новые контрактные обязательства, и россияне продолжат прокачивать газ через Украину в тех объемах, которые согласованы. Украина выступает как транспортная организация, а россияне самостоятельно решают, сколько им нужно прокачать. Однако россияне обязаны платить за 109 млн кубов газа в сутки по тарифу, который указан в действующем контракте.
— Чем обернется запуск «Северного потока-2» для Украины?
— «Транзитный» контракт между РФ и Украиной будет действовать еще 2,5 года, и российская сторона в этот период обязана платить за транспортировку газа. Что будет потом, когда «Северный поток-2» будет запущен, уже другой вопрос. Но украинскую газотранспортную систему (ГТС) ждут потери. Это неизбежно. Главный вопрос, насколько для Украины сократиться транзит газа. Вопрос этот открыт. Это сложно прогнозировать. На это влияет очень много факторов. Не исключаю, что транзит может упасть на 30-50%.
— Какие факторы могут повлиять на сокращение транзита газа?
— Это сроки сертификации «Северного потока-2» и уровень спроса на газ в Евросоюзе. В этом году в Европе колоссальный спрос. Также на стоимость газа повлиял объем генерации электроэнергии и погода. Вообще, факторов много и все перечислить сложно. Повторюсь — никто не знает, что будет через 2,5 года, когда закончится газовый контракт между Украиной и Россией.
— Есть ли риски, что РФ не захочет заключать новый «транзитный» контракт с Украиной?
— Такая вероятность есть. Более того, Россия имеет полное право не подписывать никаких контрактов. Она может ввести суточную или месячную бронь на транзит «голубого топлива», как это происходит в Польше. И это полностью соответствует т.н. Третьему энергопакету ЕС. Все это прописано в европейских правилах рынка газа.
— Какие последствия ожидают в таком случае Украину?
— Украинская ГТС не сможет нормально организовать свою работу, так как не будет долгосрочного контракта с РФ. Все это плохо повлияет на ценовую политику. Если Украина не поменяет принцип работы газового рынка, а это по закону сейчас невозможно, то потребитель будет платить биржевую цену. А она у нас в ближайшие годы будет по импортному паритету – как в Европе. Плюс к ней добавляются налоги и маржа поставщика. Получается биржевая европейская цена плюс украинская составляющая. Для того чтобы это изменилось, нужно концептуально поменять правила игры на рынке газа. В частности, изменить нормативные документы. Это должен быть комплекс решений. Для этого нужна политическая воля. Если ничего не изменить, украинским потребителям придется очень дорого платить за газ и остальные коммунальные тарифы. Это грозит инфляцией и падением промышленного производства. У нас уже химическая промышленность находится при смерти. Однако у Президента Зеленского не хотят отказываться от европейского вектора.
— Что будет с ценами на газ и электроэнергию в 2022 году?
— Скорее всего, цены на газ они снизятся до 500 долларов за тыс. кубов. Это оптимистический сценарий. Однако украинские потребители и промышленность будут платить по тарифам, установленным на европейской бирже. Также сюда будут входит НДС и транспортировка. Цены на электроэнергию в 2022 году будут расти. Это объясняется множеством факторов. Один из них — высокие цены на газ.
— Что будет с годовым контрактом на газ для населения?
— Его будут пересматривать. В апреле на базе цены, которая будет установлена на европейских биржах, в Офисе Президента и «Нафтогазе» будут думать, что делать с годовым газовым контрактом. Какая будет цена в годовом контракте пока неизвестно. Даже глава «Нафтогаза» Юрий Витренко не может ее спрогнозировать. Самый худший вариант, если высокие цены на газ сохранятся и в мае.