Выступая с лекцией перед студентами Львовской политехники, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что Украина не сможет выплачивать пенсии через 15 лет. Причиной этому он назвал тяжелую демографическую ситуацию в стране и предложил вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Какие проблемы испытывает пенсионная система Украины и как их решить, в интервью ГолосUA рассказывает экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин.
– Даниил, насколько справедливо заявление Шмыгаля?
– Я считаю, что оно точно несправедливо. Я уверен, что государство сможет платить пенсии. Другой вопрос, в каком объеме. Демографическая ситуация будет плохая, но так было не всегда. Каждый год у нас умирает примерно 600 тысяч человек, а рождается по-разному. Например, к 2013 году довели рождаемость до 500 тысяч человек. Разница между рождаемостью и смертностью была небольшая, население сокращалось только на 100 тысяч человек в год. Был провал по рождаемости в 90-х годах, потом ситуация улучшилась в 2000-х. Потом был небольшой провал, когда был кризис 2009 года, а последние несколько лет снова наблюдается снижение рождаемости. В 2019 году родилось всего 308 тысяч человек, рождаемость была в два раза меньше, чем смертность. Это очень глобальный контекст с точки зрения рождаемости. Причин этому две: неверие в будущее в текущей экономической ситуации и довольно низкий уровень жизни, который не позволяет иметь детей и содержать их длительное время, поскольку любой ребенок требует больших вливаний за 15-20 лет, когда его нужно содержать. Кроме того, общество постоянно раскалывают. Соответственно, люди просто не хотят рожать. Это тенденция, и она плохая. Но я не могу сказать, что так будет постоянно. Возможно, в 2020 году рождаемость будет лучше, а потом после кризиса у нас снова будет сильный провал.
– Проблемы в пенсионной системе часто объясняются демографической ситуацией… Но наверняка это не единственная проблема?
– Теперь есть второй момент по цифрам. Мы изучали данные Института демографии им. Птухи НАН Украины, которые нам предоставляли. Также есть естественная смертность в каждом году. Мы прогнозировали, сколько населения будет к 2030 или 2050 году, и пришли к выводу, что население Украины упадет примерно на 10 миллионов человек по нашему прогнозу. Институт им. Птухи считает, что население 38 миллионов человек, это и Дубилет озвучивал. Соответственно, к 2050 году у нас будет 28 миллионов человек. При этом пенсионеров у нас формально 11 миллионов, из них по возрасту – 8,7 миллиона человек. Но к 2050 году по той эмуляции, которую мы делали, в целом у нас получалась цифра около 10 миллионов пенсионеров. То есть она также будет немного падать.
– Да, но если сравнивать 38 миллионов и 11 и 28 к 10, то здесь просматривается значительный рост количества пенсионеров…
– В пропорции действительно это так, но здесь есть второй нюанс, каким образом рассчитываются и индексируются пенсии. Пенсии у нас индексируются по методике 50 % средней зарплаты и 50 % повышения прожиточного минимума. Эта формула, которую ввели в 2018 году, и она всегда уменьшает пенсионные отчисления в ВВП. Последние годы у нас наблюдалось снижение уровня затрат на пенсии в ВВП. В 2013 году у нас аж 17 % ВВП тратилось на пенсии. Когда пенсии заморозил Яценюк и у нас был кризис, к 2017 году у нас снизились затраты по пенсионному обеспечению до 10 % ВВП, но в текущем году опять подъем будет до 12-ти, но он связан с тем, что пенсии подняли, а экономика не выросла. Но в дальнейшем мы прогнозируем снижение меньше 10 % ВВП. Работников может быть будет меньше, но к 2030 году, мне кажется, в Украине будет проживать 5-10 % неславянского населения, это точно.
– То есть будет замещение рабочих мест…
– Да, фактически то, что делает Европа сейчас. Европа замещает рабочие места не только украинцами, много турков работают в Европе, сирийцы и так далее. Я уверен, что рабочие места могут быть тоже замещены другими расами, которые будут мигрировать. Соответственно, даже при плохой рождаемости мы сможем содержать пенсионеров и более того, мы прогнозируем, что будет расти производительность труда и средняя заработная плата, которая растет как номинальный размер экономики. Средняя зарплата будет расти быстрее, чем пенсии. Сейчас средняя пенсия составляет около 30 % от средней зарплаты, но мы прогнозируем, что этот разрыв будет увеличиваться, и средняя пенсия к средней зарплате будет где-то до 25 %. Это позволяет при уменьшении количества работников содержать потенциально большее количество пенсионеров.
– Но государство не будет просто ждать… Уже появляются идеи о повышении пенсионного возраста… Об этом неоднократно заявляла глава социального комитета Верховной Рады Галина Третьякова… Кстати, пенсионная реформа 2017 года подняла страховой стаж, что оценивалось как искусственное повышение пенсионного возраста… Какие будут действия государства в пенсионной системе, в частности относительно пенсионного возраста? Нужно ли его поднимать сейчас?
– В принципе, я считаю, что это неизбежный процесс. Он активно идет в Европе. Там продолжительность жизни выше, а у нас процессы идут чуть-чуть медленнее. У нас сейчас средняя продолжительность жизни мужчин около 66 лет, у женщин – около 75-ти. Если будет увеличиваться продолжительность жизни, то государство 100%-но будет проводить некое повышение пенсионного возраста. Почему это возможно с моей точки зрения? Дело в том, что раньше было много физического труда. Соответственно, люди не могли физически работать и выходили на пенсию, поскольку они не были в состоянии выполнять работу. Сейчас в основном труд машинный и умственный. Если у тебя голова работает, то в целом можно работать хоть до окончания жизни. Соответственно, тут вопрос в наличии рабочих мест и желания работать. Повышение пенсионного возраста возможно. Повышение стажа – это та же идеология, попытка минимизировать затраты на пенсии за счет набирания стажа. К сожалению, у нас ситуация такова, что взносы платят всего 10 миллионов человек, а работоспособного населения у нас порядка 20 миллионов человек. Физически получается ситуация, что как минимум половина трудоспособного населения не платит взносы, но при этом пенсию хотят получать все.
– Вы указали интересный момент относительно характера труда… Здесь многое будет зависеть от работодателя и собственника… Захочет ли он модернизировать производство и внедрять технологии – большой вопрос…
– Это вопрос ресурсов, прибыльности экономики и возможности инвестировать. Собственники тоже заинтересованы в этом. В любом случае замещение машинами будет идти, поэтому тут вопрос преобразования рынка труда. Это глобальный вопрос.
– Насколько сейчас кризисным является Пенсионный фонд?
– Пенсионный фонд сейчас немного сократился в объемах. Раньше там было 70 тысяч администраторов, сейчас сократили до 20-25 тысяч. Но в целом на администрирование тратится около 5 миллиардов гривен, в том числе на доставку пенсий. Это около 1 % объема Пенсионного фонда. Не могу сказать, что много. У нас в солидарной пенсионной системе постоянно меняют правила. Вопрос в том, куда мы двигаемся.
– Можно ли решить этот вопрос введением накопительной системы и каким образом?
– Есть три предложения. Два – от государства, свое предложение есть у Института будущего. Есть проект Третьяковой, который предполагает запуск накопительной системы через дополнительные платежи сотрудника и работодателя в накопительную систему. Причем если сотрудник платит 1 %, то работодатель – 2 %, если сотрудник – 4 %, работодатель – 5 %. Но в целом данный проект мне не нравится, потому что он просто увеличивает налоговую нагрузку на труд, а у нас и так теневые зарплаты. Насколько это будет работоспособная схема, непонятно.
Второй вариант – то, что предложил Шмыгаль, но он пока что его не озвучил в динамике. Они предложили сократить ЕСВ на 2 % и уменьшить НДФЛ на 2 %. Без увеличения налоговой нагрузки перенаправить 4 % с налогов в накопительный фонд. 4 % – на самом деле мало, и большие суммы не накопятся. Практически все накопительные системы обычно должны быть как минимум 10 % и больше, с моей точки зрения.
Третий вариант, который представил недавно Институт будущего, возможно, мы будем представлять его более активно. Идеология следующая. Предполагается, что мы бруттизируем зарплату, то есть ЕСВ платит сотрудник, а не работодатель, а потом по ЕСВ предлагается 10-летний план сокращения его в ноль. Фактически солидарную систему мы убираем, переводим на так называемую социальную выплату. Единую социальную выплату для всех. Мы предполагали зафиксировать ее на одном уровне. К 2031 году это бы составило около 13 тысяч гривен, и всех пенсионеров подтягивать до этого уровня, увеличивая минимальные пенсии более быстрыми темпами, а более высокие пенсии приводить к этой цифре менее быстрыми темпами. В то же время запускается накопительная система, и она предполагает увеличение взноса с 2 % до 10 % до 2025 года. Чтобы компенсировать уход ЕСВ в ноль, мы предлагали ввести так называемый социальный налог, чтобы он был до 8 %, чтобы бюджет каким-то образом мог компенсировать потерю ЕСВ. По нашим расчетам, первично до 2030 года такая схема перехода будет нести примерно такие же расходы из бюджета, как сейчас, но в дальнейшем, когда накопительная система начнет работать в большем объеме, правило такое: если не заработал накопительно, то тебе доплачивается из бюджета сумма до размера социального пособия. Оно выводится на некую сумму и индексируется общими механизмами в зависимости от роста экономики. При таком подходе, если мы переводим всех на единую пенсию, тогда Пенсионный фонд становится ненужным, поскольку всем полагается единая выплата, и всё можно будет перевести на машину, которая выплачивает пенсию в автоматизированном режиме конкретным гражданам.
– Так или иначе, но какие-то шаги в пенсионной реформе государство будет делать… Как вы считаете, когда эти инициативы могут начать воплощать в жизнь?
– В программе Зеленского был озвучен переход на накопительную систему. Другой вопрос, что когда появилась программа «Слуги народа», то там почему-то пенсионная реформа была перенесена на 2023 год. Сейчас, судя по всему, запуск пенсионной реформы откладывается до 2023 года, а это означает, что она может быть, вообще, не запущена в этом сезоне, если Зеленский не будет иметь волю ее запустить. Я вижу, что Шмыгаль в целом готов это сделать, но вопрос, по какому сценарию это выполнять. Я вижу, что с 2021 года точно ничего не стартует, поскольку бюджет уже утвержден, и о том, что там будут изменения в накопительную систему, ничего не сказано. Остается только 2022-2023 годы, но я думаю, что запуск каких-то проектов перед президентскими выборами маловероятен. Боюсь, что это все может быть отложено до 2024 года, до следующего политического цикла.