С 1 июля жители столицы будут платить за коммунальные услуги по новым тарифам, которые в обществе стали известны как непосильные и завышенные. Смогут ли киевляне с ними справиться, какую помощь им предлагают власти и изменится ли вместе с ценой качество услуг в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал директор Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Дмитрий Новицкий.
— Дмитрий Юрьевич, в связи с повышением тарифов предусматривается ли какая-нибудь помощь киевлянам?
— Да конечно. У киевлян есть право оформить субсидию или получить компенсацию. Мы идем на уступки в этом процессе, ведь понимаем — надо время, чтобы собрать необходимые документы. Так, по поручению мэра Киева Виталия Кличко будет продлена работа жилищно-эксплуатационных организаций на протяжении рабочего дня. Также будет обеспечена их работа в субботу и воскресенье, чтобы все, кто обратился, своевременно могли получить справки о составе семьи и зарегистрированных на жилищной площади.
Также всем, кто хочет рассчитать, имеет ли его семья право получать субсидию, будет возобновлена работа на сайте, где есть страница «Ваш Дом», на которой — ориентированный расчет возможности получения субвенций.
— Что имеется в виду?
— Это схема, которая поможет оценить собственный доход желающего получать субсидию или компенсацию из расчета жилой площади. Также в нее включается число людей, зарегистрированных на жилищной площади. Следовательно, люди смогут получить первичную информацию относительно принятия решения писать заявление на компенсацию или нет.
Организация работы жилищно-эксплуатационных организаций и получение этой информации даст возможность уменьшить влияние на жителей Киева такого существенного увеличения тарифов.
— Многие киевляне жалуются, что получили платежки за воду, на которых указано, что до 1 июля надо поменять счетчики. Такие сокращенные сроки привели к очередям. А если не успеют?
— При заключении соответственных договоров на оплату горячей и холодной воды, расчет должен проводиться по показателям тех счетчиков, которые есть у жителей квартир.
Все должны понимать, что показатели счетчиков только тогда будут браться во внимание, если они будут сняты со счетчиков, прошедших проверку.
Если жители хотят, чтобы с 1 июля начисления проводились в соответствии с показателями счетчиков, они должны обратиться к соответствующим организациям, у которых есть лицензия на проверку счетчиков.
Правда, очень много людей уже обращается в организации с просьбой поменять счетчики и наблюдается определенный ажиотаж. Но мы должны успокоить людей. У нас уже есть договоренность с «Киевэренго» и «Киевводоканалом» относительно продления периода для замены счетчиков. Он будет продолжаться ещё 2 месяца. Но провести проверку счетчика надо обязательно, потому что это предусматривается законодательством.
— А во сколько киевлянам обойдется такая проверка?
— Думаю, по моим подсчетам, можно уложиться в 100 грн. «Водоканал-сервис", например, берет плату в 43 грн. Но при этом нужно будет потратиться на демонтаж счетчика и монтаж. Опять-таки, считаю, такая работа должна стоить до 100 грн.
Но мы не влияем на цены и не формируем их. Этим занимаются частные кампании, которые осуществляют определенную функцию. Впрочем, по вопросу проверки счетчиков киевляне могут обращаться в ЖЕКи, или же непосредственно в кампании, которые занимаются проверкой счетчиков. Но сами понимаете, в ЖЕКах сейчас очень большие нагрузки, к тому же, они все равно обращаются в эти же кампании. Так что лучше идти прямо в организации, у которых есть лицензия на проверку.
— А почему только сейчас взялись за такую проверку? Почему раньше в ней не было потребности?
— Мы начали проводить работу по проверке счетчиков с конца 2013 года. Сейчас это текущая проверка и мы акцентировались на внимании жилищно-эксплуатационых организаций, чтобы они усилили эту работу.
Это не новая процедура и не надо было бы ее делать в связи с ростом тарифов. Просто сейчас этот вопрос актуален.
— Какие ещё изменения ожидают киевлян?
— Дополнительно к постановлению Кабмина уже получено распоряжение мера В.Кличко возобновить и провести актуализацию программы «Турбота», которая выполнялась несколько лет назад и была достаточно эффективной. Сейчас мы получили поручение активизировать эту программу и подать ее на утверждение Киевскому городскому совету, чтобы дополнительно помочь незащищенным слоям населения.
Также планируем обновить работу интернет-ресурса «Ваш дом». Ведь сейчас на фоне повышения тарифов главным вопросом жителей столицы будет: «Куда уходят деньги, которые жители платят за жилищно-коммунальные услуги?».
Мы получили поручение мэра возобновить работу интернет-ресурса, на котором предусмотрено размещение информации о каждом доме, его техническои состоянии, дополнительных помещениях, в каком состоянии покрытие, сеть и т.д.
И самое главное, что будет на ресурсе – расходы, которые будут вкладываться в этом дом. Если, например, программой социально-экономического развития г.Киева будут предусмотрены работы именно в определенном доме по возобновлению крыши в определенной части или в целом, эта информация должна быть размещена на ресурсе, чтобы каждый человек смог проконтролировать, как продвигается исполнение этой программы и куда вкладываются деньги.
Второй этап – усовершенствование существующего программного обеспечение и предоставлять информацию о поточном поступлении денег на содержание территории около дома. Сегодня такой программы для широкого реформирования нет. Ее надо сделать, чем и займемся в саамы краткие сроки.
— Кто должен контролировать, чтобы все дома были внесены на интернет-ресурс «Ваш дом»?
— Каждый дом должен иметь паспорт. Если жилищно-эксплуатационная организация этого не сделала, то заставим их это сейчас же сделать. Важно, чтобы жители знали технические показатели своего дома, его состояние, и работы, которые будут выполняться в этом доме.
Заполнять эти формы должны жилищно-эксплуатационные организации, на балансе которых находится дом.
— Сегодня в Киеве печальная тенденция – много домов отключаются от горячей воды. В чем причина?
— Вчера Киевводоканал проводил акцию по отключению воды в частном доме, где долго не платили за услуги. Это начало работы со злостными неплательщиками. Потому что сами понимаете, работать предприятиям в режиме, когда вообще потребители не платят за воду, или платят, но с большой отсрочкой, практически невозможно.
— И много в Киеве таких злостных неплательщиков?
— Общий процент оплаты жилищно-коммунальных услуг населением Киева без учетов долгов, за период январь — июнь составляет почти 90%. Только 10% киевлян не оплачивают коммунальные услуги.
И если эти 10% затягиваются на длительный период, понимаем, откуда берутся долги, о которых говорят.
Сейчас, отмечу, вопрос изучается. Причины в ситуации с долгами заложены даже в несовершенстве нашего законодательства. Были коллизии, когда теплоснабжающая организация проводит расчеты в гигокаллориях, а жилищно-эксплуатационная – как услугу на метр квадратный. Эта розница накапливалась на протяжении многих годов. Но такая проблема – штучная, созданная законодательством.
Но есть и другая. Например, когда в отдельных районах жители платят за комунуслуги, а жилищно-эксплуатационные организации не пересчитывают это Водоканалу, Киевенерго и другим организациям, придерживая деньги для собственных потребностей.
Мы изучаем этот вопрос. И , опять таки отмечу, относительно общего долга. Эта проблема мизерная на фоне упомянутых правовых коллизий.
— Есть ли шансы как-то решить эту проблему?
— Отмечу, что законодательство в сфере формирования тарифов далеко от совершенства. В.Кличко обратился к Вице-премьеру Украины Владимиру Гройсману с письмом относительно приведения к единым требованиям законодательства и нормативно-правовых документов для того, чтобы можно было решить сложные вопросы сегодня.
— Возвращаясь к вопросу на злобу дня. Если человеку отключили воду, куда ему обращаться, чтобы возобновить водоснабжение?
— Надо обращаться в ЖЕК, потому что это урегулировать должен он. Отмечу, что отключение воды в домах не носит массового характера. Сегодня была угроза отключения воды в Деснянском районе Киева. Там были отключения, но уже возобновили поставку горячей воды. Также определенные методы Киевэненго применяет в Подольском районе. Там и сейчас есть отключены от горячей воды дома.
Но большинство домов отключены в плановом порядке. Идут плановые испытательные работы сетей, есть аварийные ситуации.
Два дня назад было отключено 2 тыс 200 домов. Из них, мне кажется, только 57 – 60 домов были отключены за долги.