Избирательная президентская кампания в США все чаще напоминает корриду. Претенденты не гнушаются поисками порочащих противника материалов, прибегают к скандальным с точки зрения дипломатии высказываниям и порой демонстрируют откровенное пренебрежение даже к собственным сторонникам. Так, например, кандидат-республиканец Дональд Трамп предложил изолировать мусульман, а демократ Хиллари Клинтон назвала часть американского электората «недалекими людьми». По мере приближения даты выборов (8 ноября нынешнего года) предвыборные страсти в стране накаляются. Чего ждать от этой гонки в обозримом будущем и кто из претендентов имеет реальные шансы на победу, ГолосUA выяснял у американского политического обозревателя Джереми Питтерса.
— Господин Питтерс, есть такая поговорка: «На войне все средства хороши». Можно ли ее применить к нынешней предвыборной кампании в Америке?
— Да, безусловно. А еще бы я даже назвал эту кампанию битвой титанов. Битвой, которая сопровождается грязью и нетерпимостью. Еще несколько недель назад Трамп, что называется, смаковал вызов Клинтон на допрос в ФБР в связи с использованием ею приватной электронной почты для отправки писем государственной важности. Сегодня Клинтон не может сдержать своей радости относительно падения рейтинга миллиардера-республиканца из-за прокатившейся по США волны насилия. К этому можно добавить открытые двусторонние оскорбления — как на праймериз, так и на встречах с избирателями. Вообще, следует заметить, что подобная скандальная репутация не прибавляет им политических очков.
— И поэтому они, как могут, используют «международную карту»…
— Совершенно верно. Чего стоят, например, слова Трампа о необходимости официального признания Крыма российским или твердая уверенность Клинтон в целесообразности участия Вашингтона на встречах по Минским соглашениям. Но вот ведь в чем дело: по большому счету, проблемы Украины не интересуют ни первого, ни вторую. Сразу же после инаугурации победителю придется улаживать внутренние разногласия, каковых в США накопилось предостаточно. Это и расовый вопрос (афроамериканское население страны находится на грани бунта), и угроза экстремизма (ИГИЛ открыто заявляет о намерении атаковать Соединенные Штаты), и финансирование программ Пентагона (местное Минобороны недовольно относительно скудным военным бюджетом). На подобном фоне события в далеком Донбассе покажутся официальному Вашингтону не столь значимыми. Возможно, к «украинским делам» победитель вернется, но это произойдет не сразу.
— И все-таки, каких перемен стоит ожидать во внешней политике США после 8-го ноября?
— А вот здесь единого мнения быть не может. Одни аналитики говорят, что в случае победы Трампа Белый Дом усилит свое военное присутствие в странах Ближнего Востока и Северной Африки, а также укрепит свои военные базы в Турции и Германии. Другие эксперты склонны полагать, что именно Клинтон добьется военного превосходства Североатлантического Альянса в странах Балтии. Кроме того, десятки стран «третьего мира» ожидают от миссис Хиллари финансовой помощи.
— Кстати, об экономике. Обнародованная в Детройте экономическая программа Трампа в буквальном смысле этого слова произвела фурор…
— Она уникальна по своей жесткости. Именно поэтому ее называют «спичем националиста». Судите сами: согласно ее положениям, у Штатов более не будет никаких союзнических обязательств – Вашингтон будет заключать только те контракт ы, которые выгодны непосредственно ему. Более того, Трамп провозглашает главной ценностью своей политики процветание Америки, и все, что этому препятствует, должно быть отменено. Одновременно кандидат-республиканец ставит под сомнение перспективы членства нашей страны в НАТО (!) и самые широкие контакты Вашингтона с Европейским Союзом в лице Брюсселя, Берлина и Парижа. Последнее обстоятельство наверняка отвернет от Трампа многих его соратников по партии. Возможно, именно этим сегодня объясняется тот факт, что после детройтского спича рейтинг Клинтон опередил рейтинг миллиардера на целых 10%.
— Но ведь в программе Трампа было много положительных моментов, которых нет в выступлениях Клинтон?
— Вы имеете в виду снижение налогов, увеличение количества социальных пособий, строительство домов для малоимущих и гарантии новых рабочих мест? Я бы не сказал, что в данном контексте республиканец выглядел предпочтительнее и – самое главное – убедительное. Америка по-прежнему испытывает экономический кризис, Белому Дому физически негде найти деньги на реализацию всех без исключения его обещаний. Из своего кармана, разумеется, Трамп платить за это не будет. Такой статус-кво Клинтон прекрасно понимает, и абстрагируется от громких обещаний. Она действует по принципу: «Не обещай многого – не придется многое выполнять». Вероятно, это и есть политическая дальновидность.
— Как по-вашему, сработает такая дальновидность?
— А вот это мы узнаем уже в ноябре.