Д.Радионов: «В Киеве пилотный проект по раздельному сбору мусора оказался достаточно успешным»

В большинстве европейских стран политика обращения с отходами направлена на одну довольно понятную цель – минимизацию этих самых отходов. К тому же правильно организованный сбор и переработка мусора позволяют не только сохранять окружающую среду от загрязнения, но и получить заработок. Украине еще далековато до таких стандартов, но определенные шаги в этом направлении все-таки есть.
Так, например, в Киеве внедрять систему раздельного сбора мусора начали в 2008 году. В остальных городах страны также стали появляться специальные контейнеры для сбора тех же ПЭТ-бутылок.
О перспективах дальнейшего внедрения системы раздельного сбора мусора и его переработки, а также об основных преградах для развития этой сферы в Украине, «ГолосUA» интересовался у директора ГП «Укрэкоресурсы» Дмитрия Радионова.
— В 2008-м году в Киеве начали внедрять систему раздельного сбора мусора, по городу устанавливались специальные контейнеры. Насколько успешной оказалась эта инициатива?
— Мы не можем отвечать за те инициативы, которые реализовывались киевской властью. Участие ГП «Укрэкоресурсы» в таких случаях ограничивается предоставлением, на ранее оговоренных условиях, специализированного оборудования. Контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов под данную инициативу были закуплены нашим предприятием в 2010-м году и переданы для использования соответствующему коммунальному предприятию. Далее организацией сбора, вывоза и утилизации занимались власти города.
Самостоятельно ГП «Укрэкоресурсы» начало заниматься внедрением раздельного сбора мусора в городе Киеве только с мая 2012 года. Наш пилотный проект стартовал с Оболонского района. По моему мнению, он оказался достаточно успешным. Ведь около 60% мусора, находящегося в контейнерах, — это именно отходы тары и упаковки, которые подлежат переработке во вторсырье.
— Есть ли в планах установить контейнеры для раздельного мусора в каких-то из тех районов Киева, где таковых пока что нет?
— Да, мы планируем установить контейнеры для раздельного сбора мусора и в других районах города – в Дарницком, Днепровском, Голосеевском и т.д. Сейчас мы согласовываем процедурные вопросы с киевской властью, например, по поводу размещения контейнеров, условий их эксплуатации. Далее необходимо организовать работу перевозчиков, которые будут осуществлять раздельный сбор и его доставку на мусоросортировочные линии.
Мы ведь должны не только расставить контейнеры, но и организовать весь процесс – от их вывоза до переработки мусора во вторсырье.
— В одном из своих интервью Вы говорили о том, что привлекать крупных инвесторов в эту отрасль – нужно, но их практически нет, а европейские компании не планируют значительных ин­­вестиций в Украину. Какова ситуация сейчас, и есть ли перспективы в этом направлении?
— Нашей компанией в течение ближайших двух месяцев будут подписаны меморандумы о сотрудничестве с двумя крупнейшими европейскими инвесторами в области обращения с твердыми бытовыми отходами. Один из этих инвесторов уже реализует проект в Украине, а через нас будет развивать новое направление. Второй никогда раньше не инвестировал в нашу страну.
Эти инвесторы заинтересовались, в первую очередь, нашим проектом «Долина зеленых инноваций». Это предприятие, которое призвано стать площадкой для разработки и реализации научно обоснованных программ в сфере обращения с отходами как с вторсырьем.
Кстати, нельзя сказать, что Украина неинтересна для инвестиций. Но сложность, запутанность и постоянные изменения нашей нормативной базы сводят на нет экономический потенциал страны в глазах потенциального инвестора.
— Поддерживаете ли частные предприятия? Если да, то как мониторите их деятельность?
— Безусловно, нашей ключевой задачей является поддержка частных предприятий в сфере обращения с ТБО. Эта поддержка осуществляется несколькими путями. Например, через предоставление в аренду на специальных условиях государственного имущества и оборудования для раздельного сбора, либо путем предоставления этого оборудования в лизинг. Также мы можем приобретать у местных частных предприятий услуги по сбору, транспортировке, заготовке, утилизации и переработке отходов тары и упаковки.
С теми частными предприятиями, с которыми у нас заключены договора, работает наша служба аудита и контроля. Специалисты мониторят эффективность выполнения ими своих договорных обязательств.
В то же время наши территориальные управления постоянно, так сказать, держат руку на пульсе, анализируют региональные рынки и сообщают в центральный офис о новых компаниях, с которыми, возможно, стоит начать сотрудничество. Анализируют деятельность других компаний как сферы обращения с ТБО, так и потенциальных потребителей вторсырья.
— Страны, в которых мусор используют, как сырье, акцентируют внимание, в первую очередь, на экономической выгоде от переработки. Какие основные преграды для развития этой сферы в Украине? Насколько выгодно заниматься переработкой мусора в нашей стране, учитывая украинское налогообложение?
— Я бы не сказал, что украинское налогообложение сильно влияет на ситуацию. В сфере ресурсов энергосберегающих технологий – а именно такой отраслью является сфера обращения с ТБО и вовлечение ТБО в повторный оборот хозяйственной деятельности    украинское налоговое законодательство является достаточно прогрессивным и стимулирующим работу в этой отрасли. К сожалению, главной преградой и дестимуляцией развития нашей отрасли являются, скорее, административные методы регулирования, а не фискальные. Я имею в виду необходимость и условия получения различных разрешений, условия лицензирования, коммуникацию с местными органами власти, которые то выделяют землю, то отменяют свои решения и т.д.
Для эффективного развития отрасли нужно использовать целый комплекс (как это делается в европейских странах) экономического стимулирования использования вторсырья из ТБО. Это не просто программа расширенной ответственности производителей товаров в таре и упаковке в Украине. Это должны быть и определенные экологические налоги, и льготное кредитование предприятий, которые начинают использовать вторсырье, и многое другое.
Нужен целый комплекс взаимосвязанных стимулов, который должен быть соответствующим образом внятно и без внутренних противоречий внесен в законодательство страны. На сегодняшний день, к сожалению, по состоянию нашего законодательства, регулирующего данную отрасль, нельзя сказать, что государство заинтересовано в экономических стимулах для вовлечения ТБО в повторный оборот.
— Каких именно изменений или нововведений не хватает в законодательстве для того, чтобы эта сфера развивалась?
— Двумя словами на этот вопрос не ответишь. Конечно, это может быть предметом отдельного и очень продолжительного разговора. Но, в общем, хочу отметить, что нужен другой подход к регулированию экологического налога как с точки зрения субъектов, так и объектов. Необходимы дополнительные программы ответственности производителей электрических и электронных товаров, батареек, других химических источников тока, нужна отдельная программа экономического стимулирования обращения с медицинскими отходами. Это краткий перечень всех тех нормативных изменений, которые нужно сделать и проработкой которых, в том числе, занимаются специалисты нашего предприятия. 

Читайте также по теме