Президент в ближайшее время намерен подать в парламент изменения в Конституцию касательно стратегических целей украинского государства в части вступления в Евросоюз и НАТО. О том, к каким позитивным изменениям могут привести такие законодательные инициативы главы государства, корреспонденту ГолосUA рассказал директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.
-Дмитрий, какой характер несут заявления главы государства, сделанные им в День Конституции?
-Я думаю, что в первую очередь эти заявления носит информационный характер. Я не исключаю, что они будет подготовлены и поданы в парламент, но не совсем понимаю, в какие статьи будут внесены эти изменения, какую основную нагрузку в целом на Основной закон они будут осуществлять, насколько таким образом Президент попробует усилить свою позицию в преддверии выборов.
-О каких знаковых инициативах Президента можно еще говорить?
-В большей части тех предложений, которые Петр Порошенко озвучил во время выступления в День Конституции, декларируется борьба за все хорошее против всего плохого. Предложений было, по большому счету, четыре, — о депутатской неприкосновенности, в частности. Это повторение масла масляного. У нас все общество выступает против депутатской неприкосновенности, и парламент в том числе вместе с Президентом. Но, как теперь выяснилось, проблема заключается только в том, что все происходит на словах, а на деле процесс застопорился.
-Наверняка сложно менять Основной закон страны?
-Не сложно. Надо 300 голосов. А вот собрать эти 300 голосов – это действительно сложно, если эти изменения в Конституцию будут негативно влиять на статус и возможности тех, кто будет голосовать за эти изменения.
-В Конституцию готовятся внести изменения в части централизации…
-Да, следующий момент – это децентрализация. Процесс децентрализации, на мой взгляд, хорош. Он во многом критикуется, но по большей части там заложено много хороших, позитивных вещей, которые себя оправдывают. Но опять же, зачем эти изменения вносить в Конституцию, как бы задекларировать и застолбить за собой в преддверии выборов это позитивное достижение, хотя Президент имеет на него достаточно опосредованное влияние (это больше вопрос Кабмина и самих народных депутатов) — это остается пока вопросом риторическим и, к сожалению, пока безответным.
-Вопрос крымско-татарской автономии также планируют внести в Основной закон…
-Безусловно. Следующий момент – по поводу крымско-татарской автономии. Стоит провести общественные обсуждения и опять же, это длительный процесс. Думаю, за данную каденцию Петра Алексеевича, действующего Президента, завершить этот процесс не получится. Была у нас Автономная Республика Крым, сейчас хотят расширить права крымских татар на этой территории. И в международном пространстве это будет позитивно воспринято. Это действительно определенная поддержка крымско-татарского народа, но я не верю, что это произойдет быстро. К сожалению, это все не проработано. Мы примем сугубо свое решение, и абсолютно на крымскую территорию влиять никак не будет. Точно так же, как в Украине существует прокуратура Автономной Республики Крым и города Севастополя, которая благополучно трудятся в Киеве. Она выполняет определенные функции, но на оккупированную территорию повлиять никак абсолютно не может. Принятие решения по крымско-татарской автономии расширит возможности на международном уровне, но на саму территорию, которая сегодня находится под контролем Российской Федерации, это никак не повлияет.
-Какая судьба ожидает заявление Порошенко о внесении изменений в Конституцию по части вхождения Украины в ЕС и НАТО?
— Действительно, большая часть наших сограждан поддерживает вступление в эти организации, но, тем не менее, это не работает, потому что, по состоянию на сегодня, ни там, ни там нас не ждут. И нас туда никто и не позовет, потому что сегодня это не представляется возможным. Эти структуры несут определенную смысловую нагрузку. Так, НАТО – это такая двойная организация – с одной стороны, это военный блок, а с другой стороны – это гуманитарная организация. Мы с НАТО достаточно тесно сотрудничаем и по одной, и по другой проблеме. Стать полноправным членом НАТО Украина сегодня не сможет, поскольку есть 5-ая статья, которая предусматривает, что в случае нападения на одну из стран-участниц НАТО государства должны встать на защиту территориальной целостности и свобод государства. Давайте представим, что завтра мы стали полноправным членом НАТО. Что дальше должны осуществлять государства НАТО? Они должны перебазировать сюда свои войска и начать операцию по освобождению Крыма и части оккупированных территорий Донбасса. Ни один лидер Европы, Соединенных Штатов Америки и других государств-участников Североатлантического альянса на это не пойдет. И фактически это будет началом Третьей мировой войны, поскольку надо будет освобождать Крым. Если по Донбассу Россия говорит, что там их нет, то в Крыму они даже не скрывают, что они там есть. По сути все есть, как оно есть.
-А что касается Европейского Союза?
-По Евросоюзу нам было не раз заявлено, что в ближайшем будущем мы вас не ждем. Во-первых, у Евросоюза свои внутренние, достаточно серьезные проблемы. Мы видим и дезинтеграционные процессы. Ярким тому примером была Великобритания, но и по другим государствам мы видим политические течения, которые выступают за выход из Европейского Союза или уменьшения хотя бы влияния государств ЕС — уменьшения влияния общей надстройки над государствами. Мигрантский кризис – это отдельная история, хотя она тоже негативная. Европейский Союз дальше расширяться на Восток в ближайшем будущем не будет. Во-первых, он не может расширяться за счет Украины, поскольку у нас есть территориальный спор, даже не спор, потому что у нас украли фактически часть территории – это Крым. И у нас фактически есть боевые действия с северным соседом на Востоке Украины. Евросоюз не возьмет такое государство, не может такое государство с территориальными проблемами вступить в Европейский Союз.
— Часто Украину в этом отношении сравнивают с Кипром…
-Да, иногда проводят аналогию с Кипром. Там была ситуация с Грецией и Турцией. Но она не такая. В Украине абсолютно другой процесс, и здесь горячая, абсолютно открытая война происходит. Поэтому, в принципе, мы не в экономическом плане, не можем попасть в Европейский Союз. Евросоюзу будет тяжело нас дотировать. А в государстве идет война. С логической точки зрения, им тоже не очень комфортно принимать государство в состоянии войны, даже если это можно сделать с юридической точки зрения. Все это хорошо и правильно, мы должны туда идти и стремиться сотрудничать, работать, но для меня остается загадкой, зачем снова пытаться вносить эти изменения в Конституцию. Это документ, который является базовым. 8 июля 2017 года был принят закон о внесении изменений в ряд законодательных актов Украины, в котором прописано, что мы должны усилить наше сотрудничество с Североатлантическим альянсом и, как венец этого процесса – мы должны в него ступить. То есть, мы принимаем закон для того, чтобы куда-то идти, закон о процессе. С учетом того, что наш контрагент не давал нам никаких сигналов о том, чтобы мы шли к ним. Конечно, это не закрытая дверь, они нам ее открывают, но они нас в гости приглашают, пожить пока не надо. Опять же все эти законы и заявления у нас носят декларативный характер, точно так же, как мы говорим о референдуме.
-Что даст нам референдум?
-Во-первых, референдум в Украине носит сугубо консультативный характер, он не является обязательным для выполнения. Во-вторых, даже если мы даже потратим деньги и проведем референдум по внесению изменений в Конституцию, то все равно в течение 15 лет мы никуда не вступим. А за эти годы может поменяться ситуация для политической оппозиции, теоретически мы внесем в Основной закон изменения, что мы хотим вступить в НАТО, а через 15 лет НАТО перестанет существовать и возникнет другой блок, который будет в себя включать, допустим, другие государства и будет носить другое название. В таком случае нам придется снова вносить изменения в Конституцию? К сожалению, все это пиар-заявления, но я бы в этот пиар не играл, поскольку это опасные штуки. Они могут ударить по тому, от кого они звучат. Опять же, если всё это попадет в парламент и у наших народных избранников будет желание выставить Президента не в очень хорошем свете, то, думаю, аргументы у них тоже могут найтись. Это будет бить по имиджу Президента в преддверии выборов. К сожалению, стоит более аккуратно относиться к заявлениям.
Президент у нас является гарантом Конституции, ответственным за обороноспособность и защиту государства и международное направление. Социальные вопросы – повышение заработных плат и т. д. – это все Кабмин. И когда Президент говорит, что он дал поручение премьеру, то, конечно, он может дать поучение премьеру, но это поручение абсолютно не является обязательным к выполнению.