Известный режиссер Дмитрий Томашпольский в прошлом году снял сразу три фильма: художественный «Болезнь любви», документальный «Автопортрет. Лариса Кадочникова» и сериал «Два дня» о Владимире Маяковском. Плодотворно и активно работая в России, Дмитрий и его жена, режиссер Алена Демьяненко, не захотели менять гражданство и после длительного отсутствия вернулись в Киев. И сейчас их фильмы оказались в авангарде украинского кинематографа. О рецепте успеха в отечественном кино режиссер рассказал «ГолосUA».
ПРИТЧА О КОСМОНАВТЕ И ВЕНЕРОЛОГЕ
— Ваш фильм «Болезнь любви» с успехом прошел по фестивальным площадкам и скоро появится в прокате. Как пришла мысль создать ленту о венерическом заболевании?
— Ну вы и загнули! Вообще-то фильм в первую очередь о любви. Но эта тема там тоже есть. И, кстати, мы специально изучали проблему венерических болезней. Так вот: каждый пятый гражданин мира болел или лечится от подобного заболевания. Сейчас, снимая ленту, нужно создавать сложный и витиеватый путь к зрителю. У нас получилась любовная притча о космонавте и венерологе, которые нашли друг друга в медкабинете. Так мы с сорежиссером Аленой Демьяненко рискнули зайти на табуированную территорию. Венеролога сыграла французская актриса Нина Сол, космонавта – наш Алексей Зубков. Мы выбрали именно европейскую исполнительницу, повторив прием Эльдара Рязанова в «Иронии судьбы». Он пригласил Барбару Брыльску, чтобы показать иную, несоветскую женщину. И мы тоже хотели придать особые черты нашей героине.
— Получается, что при выборе вы изначально просчитывали зрительский интерес к скандальной теме?
— Конечно, ведь кино можетбыть любым. Но оно не имеет права быть неинтересным. Большего удовольствия, чем смех или слезы публики в переполненном зале, я не знаю.
— В украинском прокате фильм еще не появился, но вы успели показать его парижской публике. Как это получилось?
— Дело в том, что наш фильм создан при поддержке Агентства по кинематографии Украины. Мы выиграли конкурс и получили 50 процентов бюджета фильма. Это 6 млн грн. Сценарий вызвал самые разные мнения, но члены комиссии не могли удержаться от смеха и поставили положительные оценки. А вторую половину необходимой суммы мы нашли во Франции. Это самая близкая нам по духу страна, и там развита система ко-продукции. Там же провели кастинг актрис и на главную роль назначили звезду первой величины Луиз Бургуан («Любовь живет три года», «Приключения Адель»). Но потом мы не совпали по графику: у Луиз все рассчитано по минутам, а мы не могли себе позволить подстраиваться под ее расписание. Пригласили другую исполнительницу — Нину Сол. Это известная во Франции театральная актриса. И не ошиблись — она придала ленте необходимую интеллигентность, загадочность и красоту. Вообще, нашу идею снять этот фильм лучше восприняли в Париже, чем в Киеве. Возник небольшой ажиотаж, многие французские артисты выразили желание сниматься. Поэтому и премьера состоялась в крупном парижском кинотеатре на 500 мест. Зрители прекрасно реагировали на шутки, с восторгом принимали картину. Теперь наши коллеги хотят сделать полноценный дубляж на французском языке с целью проката на территории Франции. Также мы сейчас решаем проблемы проката фильма в России и Украине.
УКРАИНСКОЕ КИНО – СИРОТА В СВОЕМ ДОМЕ
— В кино вас всегда привлекала тема любви…
— Конечно, ведь это самое загадочное чувство. В фильме «Болезнь любви» мы хотели раскрыть тему взаимоотношений мужчины и женщины с неожиданной стороны. Взаимная любовь – очень редкий дар. Она зиждется на трех китах: физической и духовной близости, а также умственном согласии, хотя есть еще очень много других аспектов… А если вспомнить мистику, то для взаимной любви должны совпасть 9 из 12 тел, составляющих ауру мужчины и женщины. Это все описано древнегреческим Платоном в легенде о двух половинках некогда единого существа. Взаимная любовь – это когда одна половинка может найти другую. Поэтому реально совпасть двум разным людям практически невозможно. Но в нашем фильме эти половинки встретились и полюбили друг друга.
— Как был выбран на роль космонавта Алексей Зубков, ведь он в два раза шире и выше, чем представители этой профессии?
— Действительно, космонавты все низкорослые, поскольку им нужно умещаться в небольшую капсулу ракеты. Но это ведь история не о космонавте, а о мужчине и женщине, поэтому и герой выбран соответствующий. Алексей Зубков очень хороший артист, но его лучше знают в России, чем у нас. Когда я в Москве говорю, что Зубков из нашего театра им. Ивана Франко, все делают огромные глаза. Россияне уверены, что он – их достояние. Алексей очень много снимается в Петербурге и Москве. Мы знакомы давно. Я даже рекомендовал его на роль Маяковского в сериале «Два дня», который мы снимали с Аленой Демьяненко для РТР. Но российские продюсеры настояли на кандидатуре Андрея Чернышова. Он хорошо сыграл, но это другой Маяковский.
— Какие ваши прогнозы по поводу развития украинского кино?
— Оптимистичные. В прошлом году в прокат вышло 10 фильмов, еще 10 готовится. Такого не было со времен СССР. У нас очень любят критиковать свои фильмы, забывая о том, что это дебюты – и «Иван Сила», и «Параджанов». Но они собирают зрителей. Недавно мы узнали, что «Иван Сила», который шел поначалу на утренних 9-часовых сеансах, собрал в этом сегменте больше зрителей, чем «Аватар». Украинское кино в отечественном прокате находится на неизмеримо худших позициях, чем иностранное! Сирота в собственном доме. Как «Сталинград» может стать самым кассовым фильмом? Он собрал самое большое число зрителей только по той причине, что шел во всех залах и на всех сеансах одновременно. У людей просто не было выбора. Пришел парень с девушкой в кино, а им ничего другого и не предложили. Если бы наше правительство сделало для проката отечественного кино хотя бы десятую долю того, что сейчас делается для его производства, то наметился бы реальный прорыв…
— А может дело в качестве украинского кино?
— Сравнивая нынешние кинодебюты с нашими, могу заверить: они намного сильнее и профессиональнее. В этой экономической ситуации начинающим режиссерам не оставили права на малейшую неудачу. Украинское кинопроизводство начало нелегкий путь от самовыражения режиссеров до настоящего зрелищного кинематографа.