После введения системы Единого государственного реестра прав на недвижимость у работников службы госреестра добавилось головной боли, поскольку на них теперь возложено гораздо большее количество обязанностей, чем до 1 января 2013 года. Те очереди, которые можно было наблюдать в отделениях Бюро технической инвентаризации еще в конце 2012 года, по логике должны были переместиться в отделения госрегистрации. Однако, в службе госрегистрации уверяют, что очередей на данный момент нет, а проблемы с оформлением документов на недвижимость сведены к минимуму. О плюсах и минусах новой системы госрегистрации прав на недвижимость ГолосUA пообщался с главой Государственной регистрационной службы Дмитрием Вороной.
- — Как осуществляется работа в отделениях госрегистрации после введения Единого государственного реестра прав на недвижимость?
- — По состоянию на 1 апреля 2013 года государственными регистраторами зарегистрировано 645091 заявление и запрос, из которых мы уже рассмотрели по состоянию на сегодняшний день 587771 документ. Это очень большое количество. Проблемы, которые мы наблюдали еще в январе-феврале с очередями в госрегистрационных отделениях – это проблемы, которые были, можно так сказать, искусственно созданы. Потому что на протяжении ноября-декабря 2012 года очень плохо работала система БТИ, недостаточно эффективно работала система земельных ресурсов, в которой увеличивались очереди. И ажиотаж был у нас в связи с полным переходом системы государственной регистрации прав на недвижимость на нашу госрегистрационную службу. И после этого у нас возросло количество заявлений каждый месяц практически вдвое.
- — Какие действия вы предприняли, чтобы облегчить процедуру регистрации документов для украинцев?
- Конечно, мы должны были на это как-то реагировать, поэтому ввели систему видеонаблюдения. На сегодняшний день на нашем сайте вы можете увидеть видео из госрегистрационных отделений во всех областных центрах в режиме онлайн. Это и Киев, и Донецкая область, и Одесская область и т.д. К сожалению, материально-техническое обеспечение регистрационной службы на сегодняшний день в некоторых регионах оставляет желать лучшего. Вы можете увидеть, что не во всех регионах обеспечены большие помещения, большие залы для приема граждан. В некоторых случаях все еще используется кабинетная система. Однако, на сегодняшний день мы трудимся над тем, чтобы наша система и доступ к нашей системе были намного более удобными. В частности, в городе Киеве, после того, как мы увидели проблемы с количеством обращений, уже были открыты три госрегистрационных центра, и сейчас мы планируем открыть еще 2 центра, в которых мы будем принимать граждан, чтобы наши услуги стали еще более удобными.
- — Что кроме видеонаблюдения может свести к минимуму процесс оформления документации?
- — Скоро на всех региональных сайтах госрегистрационной службы также будет введена процедура электронного приема граждан. Пилотный проект уже запущен в Одесской области. В городе Одесса, на сайте регистрационной службы вы можете непосредственно записаться на прием к нашим регистраторам. Работает это следующим образом: вы заходите на сайт, выбираете окно, где указываете, какие услуги вы хотите получить. После этого вы выбираете и указываете комфортное для вас время с 14:00 до 18:00. И в конкретном окошке в назначенное время будут ждать именно вас. Когда записи на конкретное время нет, то окно работает в обычном режиме. Я уже подписал распоряжение о введении такой системы во всех регионах Украины. И на протяжении следующих двух недель она уже должна заработать.
- — Часто между госрегистратором и клиентом возникает конфликт на той или иной почве. Как вы боретесь с этой проблемой, которая может существенно задерживать процесс оформления документов?
- — Очень важный аспект изменений в нашей работе – это подготовка государственных регистраторов. За последнее время уже было проведено 4 семинара-тренинга, на которых мы обучаем людей, как работать. И эти тренинги касаются не только вопросов квалифицированной подготовки, но и обязательным пунктом является подготовка к общению с людьми. Также отдельно мы внедрили систему консультационных групп в каждом областном центре, поскольку огромное количество людей (около 50%), которые к нам приходят, часто нуждаются только в консультации, а не в оформлении документации. Это наиболее опытные работники нашей службы, которые выходят в зал и помогают людям, как заполнить документы, так и разъясняют большое количество вопросов. Также для этих консультационных групп мы ввели специальную систему тренингов для общения с людьми, чтобы избежать каких-либо конфликтов в зале. Если человек не получает то, чего он хочет, то возникают различные конфликты. У нас сегодня эмоциональный накал в наших центрах приема граждан очень существенный. Но за последние две недели качество предоставления услуг нашим гражданам постоянно растет.
- — Многие украинцы жалуются на некомпетентность госрегистраторов в принятии тех или иных решений…
- — В работе госрегистратора есть очень много спорных вопросов, в которых госрегистратор сам часто принимает решения, например, кому принадлежит та или иная недвижимость. Это связано с тем, что есть противоречивые решения разных судебных инстанций в решении одного и того же вопроса, наслаиваются различные ограничения и обременения, и именно госрегистратор принимает окончательное решение. Поэтому мы очень скрупулезно относимся к вопросу отбора специалистов. Из тех людей, которые претендуют на замещение должностей, за нынешний месяц мы отсеем 60%. Я очень тщательно отбираю кандидатов на любую должность.
- — Насколько известно, еще не все документы, например, из БТИ, занесены в Единый реестр. На какой стадии на сегодняшний день находится создание Единого реестра вообще?
- — Мы подготовили на сегодняшний день проект изменений в закон «О государственной регистрации», в котором предусматривается оперативное наполнение единого государственного реестра и перенесение всей информации с реестров ограничений и обременений и с госреестра ипотек. Мы планируем это сделать, не дожидаясь жалоб от граждан. Это требует серьезных трудовых усилий сотрудников Госреестра. Следующий шаг – это передача в госрегистрационную службу всех тех бумажных материалов, которые сегодня находятся в БТИ. Мы понимаем, что бывают вопросы, когда человек вынужден, собирая материалы, отдельно обращаться в БТИ для предоставления архивных документов, выписок, справок из тех регистрационных книг, которые вели в бумажном виде еще с 40-ых годов 20 столетия до 2003 года в БТИ. Все эти материалы должны быть переданы в госрегистрационную службу, и мы будем заниматься их оцифровкой, чтобы они также вошли в Единый госреестр.
- — В связи с созданием электронной системы Единого реестра, у многих людей возникают опасения, что в такой системе легче будет совершать противоправные действия со стороны чиновников…
- — Всегда есть опасность совершения не правомерных действий или фактов злоупотребления служебным положением госрегистраторами, нотариусами в сфере регистрации недвижимости. Но мы гарантируем то, что на сегодняшний день Единый государственный реестр сохраняет в себе любые следы того, что в его работу кто-то вмешивался. При этом ситуации незаконного вмешательства у нас еще не было. Любое должностное лицо, которое заходит в этот электронный реестр, имеет свою личную электронную подпись, имеет свой логин и пароль. То есть вход в систему любой неавторизированной особы на сегодняшний день практически невозможен. И если кто-то, кто имеет доступ к госреестру, сделает там какие-либо отметки или проведет операции, которые противоречат закону, это сразу же будет выявлено и человеку придется отвечать перед законом.
- — Люди в разных регионах продолжают жаловаться на большие очереди в госрегистрационных отделениях, в частности, на фантомные очереди, когда работники госрегистрации объявляют людям о месте в несуществующей очереди, чтобы стянуть деньги за ускорение предоставления услуг…
- — Ни в одном подразделении регистрационной службы на сегодняшний день нет огромных очередей, как это было в декабре 2012 года, в среднем в каждом окошечке одновременно стоит до 3-4 людей. В том числе нет и «фантомных» очередей. Есть, правда, случаи, когда мошенники в нескольких наших подразделениях начинали обрабатывать людей, рассказывать о том, что, мол, «вы сегодня 200-тый в очереди или 300-тый», при том, что в зале находилось около 20 людей. То есть двери в отделение закрывали, на входе собиралась толпа людей и им начинали рассказывать басни. По таким инцидентам на сегодняшний день мы имеем около 40 обращений в правоохранительные органы. Будет проведено разбирательство.