Валерий Зенов
06:43 20/12/2012

Д. Выдрин: «Депутатов-миллионеров не заставишь работать на интересы народа»

Второе заседание новой Рады продлилось не более часа. За это время нардепы успели принять план работы на ближайшие полтора месяца, а также было объявлено о создании внефракционного объединения «Столица Украины». В то же время регионалы выступили с инициативой проводить заседания не чаще одного раза в месяц. Чтобы разобраться с нежеланием депутатов проводить большую часть времени на своем рабочем месте, «ГолосUA» обратился за разъяснениями к политологу Дмитрию Выдрину.

— Как бы вы прокомментировали предложение представителей Партии регионов о проведении заседаний в парламенте раз в месяц?

— По подсчетам и наблюдениям моих коллег, в Верховной Раде находится 390 миллионеров. Депутаты всегда могут договориться, а вот миллионерам сложно договорится, потому что у них помимо депутатских обязанностей есть еще и миллионерские обязанности. Им нужно управлять своим бизнесом, им нужно присутствовать на своих бизнес-совещаниях, встречаться с партнерами, поэтому работать в Верховной Раде, где такой шаткий баланс, где иногда от нескольких голосов зависит успешность голосования, при таком бизнес-наполнении, социальном составе парламента, практически невозможно. Поэтому я предсказывал тяжелую судьбу этой Верховной Рады. Пока не изменится ее социальный состав. Когда в Верховную Раду будут приходить политики для решения политических задач, а не бизнесмены — для решения бизнес-задач и конвертации политики в свои деньги, до тех пор, пока это не произойдет, в парламенте будет шаткая, тяжелая, неопределенная ситуация. Поэтому у меня большой скепсис по поводу того, как нынешний состав Рады будет дальше работать.

— Мы можем говорить, что решение нардепов собираться раз в месяц может быть связано с борьбой оппозиции с так называемым «кнопкодавством» в ВР?

— Безусловно. Я знаю многих парламентариев и от власти, и от оппозиции, и мне очень сложно представить их непрерывно сидящими на рабочем месте в парламенте — это просто нереально. Я знаю, насколько это занятые люди, насколько много у них обязанностей помимо Верховной Рады, поэтому, скорее всего, если будет заблокировано «кнопкодавство», то параллельно будет заблокирована и работа Верховной Рады.

— И вряд ли отсутствие нардепов в Раде будет связано с общением с избирателями в регионах, а скорее с управлением своим бизнесом?

— Вы знаете, работа с избирателями — это пункт лукавый. Я практически не знаю депутатов, которые вырываются на свою вотчину и тут же бегут к избирателям. Я знал депутатов, которые 300 раз в году бесплатно использовали перелет на самолете, чтобы заниматься своим бизнесом, например в Крыму, но не для того, чтобы общаться с избирателями.

— Сегодня в Верховной Раде начали создавать внефракционные объединения. С чем связано такое новшество в парламенте?

—  Думаю, что это попытка нардепов оглянуться, осмотреться, скажем так. Складываются новые конфигурации, сейчас начнется борьба за группы поддержки на президентских выборах. И поэтому есть люди, которые хотят осмотреться, прежде чем сделать конкретные ставки на того кандидата в Президенты, которого они будут поддерживать. Это просто позиция выжидания, а не позиция идеологически-принципиальная. Сложно было бы представить, что есть люди, которые думают: вот я уйду в какую-то независимую группу, чтобы в тиши разрабатывать законопроекты, чтобы они были фундаментальные, обоснованные, буду советоваться с экспертами. У меня нет иллюзий, что у нардепов именно такие мотивы. Есть мотивы затаиться на время и посмотреть, на чьей стороне будет больше групп поддержки: финансовых, политических, административных и так далее.

— А мы можем говорить, что, создавая подобные объединения, некоторые народные депутаты хотят, грубо говоря, набить себе цену и получить некие материальные преференции от власти?

— Я не думаю, потому что официально народных депутатов для большинства набралось уже достаточно — 250 с лишним голосов. Один-два голоса уже ничего не решат в принципе, поэтому маловероятно. Если бы подобная ситуация была, когда один-два голоса решали бы, кто будет премьер-министром или спикером, тогда цена была бы выше, а сейчас практически не вижу никаких решений, ради которых либо власть, либо оппозиция будет выставлять какие-то серьезные бонусы.

Читайте также по теме