В начале августа в Харьковской области прошли резонансные оперативно-следственные действия. Сотрудники СБУ провели серию обысков и задержали семь членов харьковского областного отделения политической партии «Национальный корпус». Позже пресс-служба СБУ сообщила о ликвидации «мощной группы вымогателей», в которую входили около 50 человек. Задержанных отправили в СИЗО на 60 суток. Кроме того, в МВД продолжаются кадровые перестановки. Заменены заместители нового министра Дениса Монастырского, в том числе Антон Геращенко. Что означают данные действия, в интервью ГолосUA рассказывает правовед, бывший начальник районного управления Нацполиции Киева Денис Ярославский.
– Денис, о чем говорят действия правоохранительных органов по активистам «Нацкорпуса»? Можно ли это связывать с увольнением Авакова?
– Я бы сказал, это связано напрямую. Националистические движения, часть которых стала радикальными, а часть превратилась в обыкновенные организованные преступные группы еще и вооруженные, военизированные, потеряли своего главного покровителя. Практически большинство радикалов взращены непосредственно бывшим министром внутренних дел. Это, безусловно, взаимосвязанные вещи.
– Следовательно, бывший министр ушел и такие аресты стали возможны.
– Наверное, впервые за последние семь лет.
– Есть версия, что это не зачистка, а приглашение этих организаций к переговорам с действующей властью. Можно ли ее рассматривать как достоверную?
– Не следует рассматривать эту версию. Это ошибочное мнение. Президент поставил задачу Баканову (глава СБУ – Ред.) полностью подавлять весь радикальный элемент, и Баканов выполняет. Никакого разговора об объединении, о чем-то еще, по крайней мере, мне неизвестно. Я более чем уверен, что так не будет. Объясню причину. На сегодняшний день Европа и США четко дали понять президенту, что для достижения мира на Донбассе нужно имплементировать в законодательство Украины «формулу Штайнмайера». Радикальное и националистическое движение называют «формулу Штайнмайера» ни чем иным как капитуляцией. Они выступают против нее. Зеленский понимает, что ему не удастся сделать ничего, кроме как то, что говорит Европа и Запад. Радикалы на это не пойдут.
– В ситуации с «Нацкорупусом» была версия, что задержания прошли, потому что власть опасается протестов осенью. А это можно рассматривать как повод?
– Да, это тоже причина. Зеленскому нужно подавить сейчас ультраправый, радикально настроенный боевой организм. Но здесь нужно отдать должное Зеленскому в том, что равномерно обрубается два фланга – радикалов в лице «Национального корпуса» и «Патриотов ОПЗЖ». Лично для меня это две стороны одной медали. И те и те – это группировки, которые сражаются за власть, деньги, и ничего общего с патриотизмом ни одна, ни вторая группировка не имеют.
– Мы можем ожидать и других подобных задержаний, как в Харькове?
– По имеющейся у меня информации, в Харькове все только-только начинается. Как мне сказали определенные руководители спецслужб: готовьтесь, у вас там будет очень ярко, это только начало. Есть вероятность того, что все расследования ряда совершенных преступлений дойдут и до дела о покушении на Кернеса (экс-мэр Харькова – Ред.), когда его подстрелили. В свое время Кернес четко и прямо говорил, что его «заказал» Арсен Аваков. По одной из версий, которая сейчас будет раскручиваться это то, что в Кернеса стреляли приехавшие из АТО специально обученные боевые ребята. Если это действительно правда и это будет раскручиваться, то это совершенно другой уровень развития событий.
– Мы видели, что поменяли заместителей министра внутренних дел. Что это изменит?
– Когда Денис Монастырский вошел в должность, главным вопросом было: Монастырский остается человеком Авакова и Геращенко или он уже человек Офиса президента? Самый главный вопрос. Потому что действительно Монастырский выходец из группы Авакова и Геращенко. По крайней мере, замена Антона Геращенко (экс-заместитель министра внутренних дел – Ред.), была четким маркером того, что людей Авакова убирают. Но заменить заместителя министра – это не значит поменять кардинально руководителей Нацполиции. Здесь краеугольный камень. Должны быть заменены следующие люди: Крищенко – начальник ГУВД Киева, бизнес-партнер Кличко и ставленник Авакова и Геращенко, Евгений Коваль – замглавы Национальной полиции, потому что он был причастен к неудавшемуся расследованию убийства Шеремета плюс это человек Авакова. Глава Нацполиции даже не такой решающий, как два предыдущих сотрудника, которых я назвал. По этим двум ключевым позициям я смогу сказать, что в Министерстве идет серьезная зачистка. Если эти люди останутся в должностях, то все происходящее формально.
– Очевидно, можем ожидать и таких увольнений. Кстати, странная ситуация происходила с начальником полиции Киева Андреем Крищенко. То он идет в отставку, то потом Нацполиция опровергает этот факт.
– С Андреем Крищенко произошла ситуация, которая показывает полную некомпетентность на сегодняшний день Национальной полиции. По Андрею Крищенко было принято решение отправлять его в отставку. Насколько известно, он уже написал рапорт и положил его на стол в Министерство. Но в Министерстве одумались и поняли, что предстоит два серьезных события. Первое – это задержание харьковских националистов, которое повлекло за собой митинги и никто не знал, чем они закончатся. Второе – это День Независимости Украины, потому что охрана общественного порядка будет проходить на площади. Вдумайтесь, два этих фактора заставили придержать рапорт и Крищенко временно оставить. Как по мне, это показатель того, что вообще работать некому.
– Когда назначили нового министра внутренних дел, то говорили, что он возьмет информационную паузу на месяц, займется аудитом в Министерстве. Сейчас этот срок заканчивается. Чего можно ожидать после этого?
– Я искренне ожидаю, что у него получится, конечно, при наличии желания и сильной команды, – без команды невозможно ничего сделать, – хоть как-то возродить то, что уничтожалось последние семь лет, причем уничтожалось профессионально, умышленно и планомерно.