Дмитрий Боярчук: «Доллар может стоить 15-20 гривен, но при этом придется включить «на всю катушку» печатный станок»

Украина в очередной раз столкнулась с серьезным обесцениванием национальной валюты, которое опустошает и без того тощие кошельки рядовых граждан. Что происходит с валютным рынком, как долго будет продолжаться это падение, что предпринимает НБУ, об этом и о многом другом корреспонденту ГолосUA рассказал исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Украина Дмитрий Боярчук.
— Несмотря на все заявления НБУ и экспертов о том, что для девальвации нет причин, с каждым днем украинская валюта продолжает свое падение. Не является ли это следствием спекуляций на валютном рынке?
— Честно говоря, я не верю в этот миф о спекулянтах на валютном рынке Украины, который нереально зажат, и где нормально спекулировать очень сложно. Для этого нужно иметь хорошую крышу, связи, так как Нацбанк все это видит, и если этим кто-то занимается, то все сразу же смотрят в сторону НБУ.Кроме того, учитывая те обороты, которые существуют на валютном рынке, а это 300-400 млн долларов в день, даже спекулировать не нужно. Сегодня у населения и бизнеса началась обыкновенная валютная паника, а на фоне того, что обороты валюты на межбанке не большие, то изменения в привычном балансе «спрос-предложение», станут результатом и не таких колебаний.
— Значит, население и бизнес сами рубят сук, на котором сидят. Но есть ли экономические оправдания для этого падения?
— Нет. По тем фундаментальным параметрам, которые я вижу, гривна должна быть существенно выше. По моим оценкам, курс национальной валюты даже должен быть ниже отметки 11. Не забывайте, что был политический кризис, а эта неопределенность добавляет нервозности. Результаты этих нервов мы видим до сих пор.
— Тогда что именно сейчас происходит с украинской валютой?
— Ситуация такова: НБУ сделал принципиальное и, по моему мнению, правильное решение перейти на плавающий курс. Это продвинутый механизм, и многие исследования показывают, что развивающиеся экономики, которые практикуют такой курс, намного лучше растут и развиваются, чем другие страны.
— Но в нашей ситуации пока все ведет к ухудшению экономического состояния. Может НБУ стоит взять бразды правления валютным рынком на себя и «принудительно» поддержать гривну?
— Это пагубная практика, а то, что сейчас происходит на валютном рынке, является последствиями таких действий. Когда НБУ, в условиях нашей экономики берет на себя обязательства фиксировать курс, то нужно понимать – этого он не выполнит, и время от времени валюта будет «валиться».В случае фиксирования создаются ложные предпосылки для банков и бизнеса о том, что будет держаться заявленный курс. Принимается куча решений, создаются финансовые планы бизнес развития, и когда курс корректируется, происходит то, что происходит. От этого мы никуда не уйдем, так как наша экономика регулярно генерирует торговый дефицит и соответственно девальвацию.
— Но не приведут ли такие заявления, я имею ввидуотказ от влияния, к очередному скачку панических настроений, и как следствие к ухудшению ситуации?
— Возможно, приведут. Но я думаю, что на каком-то этапе Нацбанкзаявит – нужно работать с ожиданиями, и настанет момент, когда импортеры поймут – по этому курсу их продукт люди просто перестанут покупать. Есть определенные пределы у всех, в плане покупательской способности, так как доходы не выросли, и импортировать продукцию, образно говоря по курсу 15-20 гривен за доллар, не имеет смысла. Можно выставить продукцию по такой цене, но с таким предложением он должен будет уйти с рынка.Нужно понимать, что доллар может стоить 15-20 гривен, но при этом придется включить «на всю катушку» печатный станок. Этого делать никто не будет, а то, что мы сейчас наблюдаем – банальная паника и непонимание ситуации.
— С этим нельзя не согласиться, тем более что и НБУ подтверждает – курс временный, но, сколько будет длиться эта паника?
— Я не могу сказать, как долго это будет продолжаться, так как людям нужен ориентир. Когда его нет, то общество начинает нервничать, но если этот курс — 13 гривен за доллар продержится или увеличится, то это сильнее ударит по импортным поставкам, и тогда он быстрее вернется в нормальное русло. То есть импорт может повлиять на курс национальной валюты.
— По вашему мнению, какие реальные действия НБУ могут повлиять на курс гривны?
— Прежде всего, нужно внесение определенности. Люди набирают валюту, потому что думают, она станет дороже в какой-то момент. У нас работает принцип – если ты ничего не понимаешь, то покупай доллар. Это работало все 20 лет и по привычке люди этим принципом пользуются. Нужно создать четкий инструмент определенности, для того чтобы бизнес и люди могли что-либо планировать, но таких инструментов на сегодняшний день просто нет.
— Хорошо, но ведь есть еще один момент, который влияет на курс гривны – кредиты МВФ. Можно ли ожидать улучшения ситуация после получения очередного транша и как перенос сроков выделения денег на конец августа?
— Эти транши делают погоду на валютном рынке. Собственно этот виток валютных проблем связан с тем, что был политический кризис. Я имею ввиду «отставку» премьер-министра. Он вносил бюджетные предложения в парламент, которые были частью договоренностей с МВФ. Именно их неприятие и «отставка-неотставка» правительства стала угрозой того, что Украина не получит денег и это привело к колебаниям.Да, МВФ перенес решение на конец августа, но есть позитивные сигналы, указывающие на то, что оно будет принято. Поэтому мы ждем улучшения ситуации на валютном рынке.

Читайте также по теме