В середине июля на торжественное заседание по случаю 100-летия образования Компартии Украины и 25-летия ее восстановления Киев посетили представители левых политических сил со всей Европы. В отличие от нашей страны, в Евросоюзе коммунистов не запрещают, коммунистические и рабочие партии представлены в национальных парламентах и даже в Европейском парламенте, где занимают целую фракцию. Мы поинтересовались, как в Европе оценивают нападки на КПУ и что думают о режиме, установившемся здесь с 2014 года, у президента Венгерской рабочей партии (ВРП) Дьюла Тюрмера.
— В чем заключается поддержка Коммунистической партии Украины от ВРП?
— Украина и Венгрия соседи. Наша партия внимательно следит за событиями в Украине, и мы переживаем за судьбу коммунистов Украины. Во-первых, мы выражаем нашу солидарность. Во-вторых, поддерживаем Компартию Украины на всех международных форумах. В-третьих, когда затрагиваются интересы Компартии Украины, мы устраиваем различные мероприятия. Я хорошо помню нашу демонстрацию перед посольством Украины в Будапеште, когда хотели запретить КПУ. Мы решительно выступали против этого. Не в последнюю очередь могу отметить, что мы поддерживаем отношения по линии наших местных организаций – между Дебреценской областью Венгрии и закарпатскими организациями КПУ у вас.
— Как вы оцениваете происходящее в Украине при власти, которая пришла в 2014 году?
— К сожалению, как и в Венгрии, в Украине к власти пришли силы капитализма. Строится общество, которое базируется на деньгах и погоне за прибылью, вместо того, чтобы реализовать интересы человека. Кроме того, в Украине осуществляется худший вариант капитализма с откровенным ярким национализмом, фашистскими элементами. Я знаю, что значит Великая Отечественная война для народов Советского Союза, что означает освобождение для нашего народа, и никак мы не можем согласиться с тем, когда сейчас начинают вспоминать в позитивном смысле коллаборационистов, которые сотрудничали с немцами-фашистами. Мы вспоминаем героизм сыновей украинского, русского и других народов СССР, которые отдали свою жизнь за наше освобождение.
— А как в самой Венгрии относятся к коллаборационистам – Хорти и так далее? Для Венгрии это актуально?
— Естественно, сейчас страны занимаются своей историей, и официальные власти Венгрии тоже ее рассматривают и стараются по-новому оценивать события Великой Отечественной войны. Тем не менее, мы думаем, что в каких бы союзнических отношениях сегодня Венгрия не была с Германией, во время Второй мировой Венгрия была на плохой стороне, на стороне фашистской Германии. Переписать историю мы не дадим.
— За последнее время Украина вошла в конфликтную ситуацию с Венгрией. Это особенно касается седьмой (языковой) статьи нашего закона об образовании. Как в Венгрии реально смотрят на эту ситуацию? Что сейчас думают в Венгрии о таких нормах украинского законодательства?
— Представители национальных меньшинств, в том числе и венгерского, должны иметь право учиться на своем языке. Венгерский язык для них является родным языком, венгры живут здесь на Закарпатье не только среди других слоев украинского населения, но и сами. Это означает, что в семье они говорят по-венгерски, как и в школе, и детских садах. Им надо дать возможность учиться и продолжать учебу на венгерском языке. Другой вопрос, — мы абсолютно согласны с тем, что венгры, живущие в Украине, также являются гражданами Украины, естественно, должны овладеть украинским языком, если хотят обеспечивать свое будущее. Венгерское правительство ссылается на то, что в Украине принята Конституция и законы и та практика, которую хотят внедрить в Украине, противоречит самой Конституции Украины и ее законам, не говоря уже о некоторых так называемых европейских нормах. Если народы Европы пришли к определенным договоренностям по правам меньшинств, тогда нужно уважать эти права.
— Как вы думаете, в Украине могут прийти к власти здравые политические силы и изменить ужасную кризисную ситуацию в стране?
— За эти дни я имел возможность немного походить по городу, я много раз бывал в Киеве и других городах Украины. Я вижу своими глазами, что большинство украинских людей живут плохо, гораздо хуже, чем жили во времена Советского Союза, гораздо хуже, чем живут в соседних странах. Мы, венгры, тоже небогаты, но мы живем чуть лучше, чем в Украине. Нынешняя власть в Украине полностью зависит от поддержки Европейского Союза, США, от их денег, от их материальной, военной и другой помощи. Надо давать возможность украинскому народу выбирать свой путь. Я убежден, что в украинском обществе есть здравомыслящие силы, которые рано или поздно придут к этому убеждению, к такому выводу, и Украина снова станет действительно самостоятельным государством.