Продолжающиеся вот уже более недели массовые манифестации и антиправительственные акции в центре украинской столицы многие западные аналитики открыто называют «тихой революцией». Дескать, по сравнению с кровавыми событиями на Майдане Независимости в 2014-м году, нынешние выступления действительно, за небольшим исключением, проходят относительно спокойно. И все-таки в них можно усмотреть поистине революционные события, способные изменить общественно-политическую ситуацию в нашей стране. О своем видении сегодняшней обстановки у стен Верховной Рады, а также ближайшего будущего Украины корреспонденту ГолосUA рассказал американский политический обозреватель Джереми Питтерс.
— Мистер Питтерс, как по-вашему: закончатся ли протесты в Киеве до 7 ноября – даты, анонсированной одним из идеологов акций Михаилом Саакашвили?
— В данном контексте я бы вообще не стал называть конкретных сроков окончания таких выступлений. Саакашвили показал себя в принципиально новом амплуа – лидера местной фронды. Его сторонники явно вошли во вкус, поняв, что отныне могут диктовать Президенту, правительству и даже Верховной Раде свои условия. Здесь международное сообщество наблюдает растерянность того же официального Киева: депутаты, чиновники и даже сам глава государства ограничиваются ничего не значащими обещаниями защищать демократию и прислушиваться к мнению народа. Похоже, этим обещаниям уже никто не верит, чем с успехом пользуются сторонники Саакашвили.
— И не только они…
— Совершенно верно. Свои требования власти выдвигают и бывшие участники АТО, обманутые гарантиями привилегий, и представители профсоюзов и рядовые граждане, нищающие буквально на глазах. Проблема команды Петра Порошенко в том, что он попросту не смог оправдать доверие сограждан, и на этом теперь спекулируют крайне правые. Основываясь на своем опыте журналиста-международника и политического обозревателя, работавшего в более чем двадцати странах мира, могу предположить, что плана выхода из подобного кризиса у Киева нет. Власти растеряны, но есть надежда, что пока не деморализованы.
— Может, властям стоит принять силовое решение внезапно возникшей проблемы?
— Мы это видели в Каталонии после референдума о выходе мятежной области из состава Испании. Действия полиции и Национальной гвардии лишь усугубили общественные противоречия, снизив до минимума рейтинг популярности Мадрида. А американское Социологическое общество накануне распространило информацию о том, что рейтинг курса Порошенко в частности не превышает 7%. Уже ни для кого не секрет: киевские протесты продемонстрировали всему миру слабость и непопулярность действующей украинской власти. Если силовики разгонят демонстрации и пикеты, пресловутые процентные показатели снизятся до нуля. При этом, не стоит забывать, что на руках у протестующих есть оружие, в том числе и незарегистрированное огнестрельное. Еще одного кровопролития Киев не переживет. Все цивилизованное мировое сообщество следит за развитием событий в столице Украины, и я не удивлюсь, если в случае «силового решения» ситуации популярность «украинских демократов» у США и ЕС также снизится.
— В свое время президент Соединенных Штатов Ричард Никсон, принимая решение о своей отставке в связи с «Уотергейтским скандалом», сказал буквально следующее: «Я ухожу во имя процветания своей страны». Смогут ли заявить что-то подобное украинские власть имущие?
— В этом лично я сомневаюсь. Слишком уж разные менталитеты у лидеров Америки и Украины. Очень хочется верить, что массовые протесты в Киеве не перерастут в массовые столкновения, поскольку даже на этот случай у украинских властей нет идеального плана спасения ситуации.
— Значит, Украине опять поможет «заграница»?
— А вот здесь западная дипломатия бессильна. Европейские посредники не смогут договориться с ВО «Свобода» и «Правым сектором», а США будут настаивать на проведении досрочных парламентских выборов. Оба этих варианта свидетельствуют о том, что Запад оставляет решение вопроса украинской стороне.
На вопрос, следует ли из этого, что Запад устал общаться с потенциально слабыми партнерами, Дж. Питтерс дипломатично не ответил.