Первые недели, проведенные миллиардером Дональдом Трампом в качестве хозяина Белого Дома, ознаменовались рядом скандалов не только государственного, но и международного масштабов. Не успели утихнуть страсти вокруг намерения 45-го президента Соединенных Штатов отменить введенную Бараком Обамой медицинскую реформу, как на смену им пришла новая сенсация: новый американский президент заявил о желании пересмотреть миграционные положения Вашингтона, поставил под сомнение целесообразность военной и материальной помощи Украине и даже анонсировал выход США из НАТО. Насколько реальна реализация подобной программы Д. Трампа, ГолосUA выяснял у американского политического обозревателя Джереми Питтерса?
— Мистер Питтерс, хотел бы начать с Украины. Как по-вашему, стоит ли команде украинского Президента Порошенко рассчитывать на полномасштабное содействие Америки, как это произошло бы в случае победы на выборах Хиллари Клинтон?
— Однозначно – нет. Для команды Трампа Украина является страной третьего мира, где гражданское противостояние очень уж напоминает гражданскую войну. Вмешиваться в эти события 45-й президент США попросту не желает. Его расхожая фраза «Разберутся сами», впрочем, касается не только Украины, но теперь и Сомали, Ирака и даже Ливии. Хочу сказать одно: проблемы Киева Трампа волнуют меньше всего, и украинским властям нет смысла надеяться на какие-либо преференции в данном контексте.
— А как же сенатор-республиканец Джон Маккейн? Помнится, он предрекал вечную дружбу Украины и Соединенных Штатов…
— Маккейн не может говорить за весь американский политикум. Любая его инициатива потерпит фиаско в том случае, если пресловутая президентская команда не будет с ней согласна. Так уж получилось, что глава американского государства фактически подготовил почву для того чтобы эффективно бороться с несогласными. Давайте вспомним идею строительства стены на границе с Мексикой. Разве Трамп интересовался у конгрессменов типа Маккейна, стоит ли возводить такое инженерное сооружение? Разве задавал он соответствующие вопросы парламентариям, когда гарантировал главе российского государства снятие с России американских санкций?
— Но ведь отменить санкции против Москвы в одностороннем порядке Трамп не может. Или это не так?
— Как оказалось, это – частично так. Американское законодательство действительно подразумевает введение или отмену всевозможных эмбарго на основе демократического голосования. Но вот ведь в чем дело: у нового президента США слишком много лоббистов в Конгрессе. Люди, подобные Маккейну, автоматически оказываются в меньшинстве. В глазах общественности они уже представлены некими маргиналами, которые мешают главе государства «сделать Америку великой снова». Иными словами, руководствоваться исключительно интересами Вашингтона при принятии важнейших решений.
— То есть, ставить во главу угла не имидж страны на международной арене, а решение внутренних проблем Соединенных Штатов?
— Совершенно верно. За время президентства Барака Обамы таких проблем у США накопилось предостаточно. Безработица, недостаток средств для погашения внешнего долга, крах предприятий среднего бизнеса, отсутствие средств для социальных выплат…. Этот список можно продолжать. Трамп же сделал ход конем. Он объявил, что Вашингтон больше не будет платить арабским беженцам (и вообще – временно закрыл им путь в США, — Авт.), сократит число агентов ЦРУ и ФБР за ненадобностью, урежет финансирование Пентагона в его натовских проектах и, наконец, полностью абстрагируется от информационной поддержки «цветных революций» во всем мире.
— Что уже сейчас можно прогнозировать в контексте Трампа?
— В качестве своих потенциальных врагов Вашингтон по-прежнему будет рассматривать КНДР и «Исламское государство», однако былых масштабов это противостояние не обретет. Сэкономленные деньги Трамп пустит на дальнейшее развитие самих Штатов. Получается, он превратит США в самодостаточную и изолированную от мира страну. Если ему удастся повысить уровень благосостояния американцев, о демократических принципах мало кто будет вспоминать. Рядовым американцам не нужны ни войны в арабском мире, ни денежные проблемы Украины. У президента-миллиардера есть шанс стать «президентом-реформатором», радеющим за судьбы своих сограждан. Принципиально иной вопрос – насколько это ему удастся.
Как бы там ни было, международные аналитики ждут итогов первых ста дней президентства Дональда Трампа. По мнению большинства независимых экспертов, скандалы вокруг имени 45-го президента США будут продолжаться. Чем они закончатся и каким именно руководителем страны Трамп войдет в новейшую историю США, станет известно уже в апреле нынешнего года.