По данным Укргоспотребинспекции, в Украине фальсифицируется порядка 40% продукции. Причем массовое отравление алкоголем, отнявшее жизни более полусотни людей, — это лишь наиболее показательный случай. Сколько украинцев отделалось легким недомоганием или предусмотрительно выбросило приобретенные только что некачественные продукты, не известно. Государство вместо усиления контроля над качеством продукции ввело мораторий на проверки и упразднило санстанцию. ГолосUA пообщался с правозащитником Эдуардом Багировым по поводу того, какая продукция чаще всего подделывается и как потребителям защитить свои права в случае приобретения фальсификата.
— Эдуард, судя по вашему опыту, качество каких товаров в Украине вызывает больше всего претензий среди покупателей?
— В основном, это, как ни странно, мясомолочная продукция. Первая категория употребления и люди, приобретая молоко, сметану, масло, не могут проверить сразу в магазине, потому что визуально отличить фальсификат от товаров, которые соответствуют стандартам, невозможно. Последнее время начали подделывать макаронную продукцию – вермишель, макароны – потому что спрос вырос на данную продукцию, и, соответственно, находятся люди, которые приобретают старое оборудование, изготавливают и под брендом известных компаний продают товар.
— А лекарства?
— По той информации, которая содержится в открытых заявлениях, порядка 25-30% лекарств не соответствует качеству, как минимум. И Минздрав не может разработать жесткий элемент контроля, чтобы лекарства продавались качественные.
Я бы элементарно внес изменения в закон: если выявляется факт фальсификации товара, если граждане пострадали, то, соответственно, сеть аптек принудительно конфисковывается, продается, и за счет этих средств покрывается нанесенный ущерб. Таким образом, люди, которые планируют продавать фальсификат, должны понимать, что все, чем они владеют, будет конфисковано. Более того, они получат 15 лет тюрьмы, чтоб мы понимали, что изолируем людей, которые ради наживы допустили гибель людей.
— Как вы оцениваете деятельность недавно созданной Укргоспотребинспекции?
— Они говорят, что только контролируют. Но какой контроль, если у нас треть товаров – фальсификат. В любой магазин зайди – там поддельные продукты, а они могут пригласить экспертов или провести лабораторные исследования. Но этого не делают, потому что они также являются в связке с теми группами лиц, которые лоббируют законопроекты, нормативные акты, ликвидировали санэпидстанцию.
Если выявляются нарушения, то с бюджета этой вновь созданной структуры должна сниматься компенсация. Если выявили фальсификат, то получат премию, а если упустили фальсифицированный товар на прилавки магазинов, и люди отравились, то они должны также нести ответственность.
— Да, но граждане могут самостоятельно защитить свои права, например, подав в суд на недобросовестного производителя…
— Дело в том, что сейчас из закона о правах потребителей изъяли статью, по которой можно было свободно обращаться в суд. Раньше мы не платили судебный сбор и, соответственно, мы подавали иски на любого производителя, на любую сумму. Например, я судился с «Сельпо», подал на 1 миллиард, я не платил судебный сбор – это 10% от суммы иска, который я предъявлял.
Так, сегодня, если пенсионер, скажем, купил некачественный холодильник за 3 000 грн, то для того, чтобы подать в суд на производителя, пенсионер должен заплатить 300 грн. Раньше этого не было. Фактически граждан лишили права в судебном порядке защищать свои права как потребителей, потому что, мы понимаем, что у людей нет денег, и не будет бабушка или дедушка из своего кармана платить судебный сбор, не зная, чем закончится судебный процесс – через год, через два, через три. И мне эти затраты никто не компенсирует – в лучшем случае, если суд примет решение возложить на ответчика судебные затраты.
Я судился с «Фоззи» (ТМ«Сильпо») три года. Рыба стоила 130 грн, а я потратил 15 тысяч гривен на суд. Я доказал в суде правоту, но у меня были для этого возможности. А вот простые потребители, которые покупают любой продукт, если он окажется некачественным, его просто выкидывают, потому что понимают, что обращаться в Госпотребинспекцию бесполезно – они будут через месяц судиться, если найдут этот товар. Во-вторых, мне как гражданину нужно в обязательном порядке оплатить судебный сбор, а у меня таких денег нет. Вот и получается, что вроде бы закон есть о защите прав потребителей, но в судебном порядке мы не можем себя защитить.
— В чьих интересах были внесены такие изменения?
— Крупные компании, которые производят товары и услуги, пролоббировали через депутатов. Потому что им не выгодно, чтобы закон работал, а граждане защищали свои права, чтобы они по решению судов несли убытки. Они просто себе убрали все эти помехи. И теперь судебный механизм защиты прав потребителей в Украине не работает, потому что все бремя финансовых затрат государство перенесло на граждан, потребителей. Что и добивались производители – украинские, зарубежные, не важно. Они и хотели себя оградить от судебных исков. Для этого достаточно было убрать из закона статью, которая позволяла истцам – потребителям – в судебном порядке доказывать свою правоту.
— Что в таких условиях приходится делать потребителю?
— На сегодняшний день практически 90% всех потребителей вынуждены терпеть такую несправедливость, потому что хоть десятки жалоб пиши в эту структуру (Госпотребинспекцию – ред.), в милицию – то же самое, в прокуратуру – то же самое. Они все перенаправляют в Госпотребнадзор, а те, соответственно, заявляют, что может, через две недели проверят. А я купил сегодня масло некачественное, которого у них на складах лежит 5 тонн. И если я отравился, отравятся еще сотни людей, а они будут думать о проверке в ускоренные сроки – через две недели, а вообще, по закону, 30 дней. Да за 30 дней любой магазин обновит свой склад 2-3 раза.
— Могут ли помочь в этом различные общества защиты прав потребителей?
— Процентов 50 – это бесполезно, потому что какие-то требования этих организаций, по закону, пустые. До марта месяца этого года был мораторий на внеплановые проверки. Фактически, все это время они (производители – ред.) делали, что хотели. Санитарной службы нет, создали этот некий монстр – Госпотребнадзор. Но они тоже только через месяц могут какие-то меры принять, а будет ли создана комиссия, которая объединит в себе представителей разных структур: лабораторию, правоохранителей, условно говоря, санитарных экспертов, которые могут оперативно выехать на место, но это в планах. Когда оно будет создано… ну, может быть, мой внук воспользуется этим правом. А сейчас пока их нет. То есть, у нас нет оперативной службы по контролю над качеством товаров.