Любовь Величко
06:02 10/09/2013

Е.Бакаева: «Детям-индиго нельзя позволять все, они должны следовать общепринятым правилам»

В начале 80-х годов мировая общественность обратила внимание, что в разных странах все чаще и чаще стали рождаться дети с высокими, выходящими за рамки среднестатистических, возможностями. Они с рождения обладали выраженными экстрасенсорными способностями, имели собственное представление об окружающем мире, не были подвержены болезням и не признавали никаких авторитетов. Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена. Так или иначе, психологи всего мира отмечают стремительный рост количества детей с уникальными способностями. О том, как правильно воспитывать ребенка индиго и в какую школу ему лучше пойти учиться, чтобы не потерять интерес к учебе, ГолосUA рассказала практический психолог, руководитель Центра Развития «Индиго» Елена Бакаева.
Елена Фаридовна, каких классических ошибок не стоит допускать родителям детей индиго?
С точки зрения воспитания нужно подходить очень аккуратно. Дело в том, что у таких детей может быть завышенная самооценка, поэтому с ними, в первую очередь, нужно активно заниматься вопросами нравственного воспитания, периодически разговаривать на темы миссии и предназначения. И, в конце концов, детей индиго нужно просто любить и интуитивно чувствовать, что ему нужно.
Вы сказали, что дети индиго часто имеют завышенную самооценку. В таком случае как нужно его воспитывать, чтобы он признавал авторитет взрослого?
Обязательно ребенку с самого раннего возраста нужно прививать нормы нравственности. Прекрасно, если родители будут учить ребенка основным религиозным ценностям: почитать родителей, презирать гордыню. Ребенок должен отличать добро и зло, хорошие поступки от плохих, и не учиться осуждать других.
Если 4-5-летний ребенок начинает рисовать на обоях гениальные картины, нужно ли запрещать ребенку делать это?
В каждом доме есть свои правила. Если семейная традиция разрешает это, то пусть рисует и на стенах. Если же традиция этого не предусматривает, то все равно, ребенка ограничивать нельзя в таком возрасте, особенно если у него есть творческая искра. Чтобы разжечь ее, купите ватман или те же обои, дайте ребенку пальчиковые краски, и пусть рисует! Наденьте на него одежду, которую вам не жалко, и пусть бегает по дому, и проявляет свое творчество. Но при этом, он должен знать, где конкретно ему можно рисовать, и что ему можно. Система воспитания должна быть построена не только на запретах, но и на поощрениях: у ребенка должно быть свое место, своя комната, где он может играть. Но можно рисовать и на кухне, главное, чтобы он никому не мешал и был в безопасности.
Каких авторов вы бы посоветовали почитать родителям детей индиго для того, чтобы лучше вникнуть в тонкости воспитания таких одаренных детей?
Сейчас есть очень интересные и нестандартные методы психологии. К примеру, есть разновидность детской терапии с помощью сказок, об этом очень доступно пишет А. А. Лопатина и М. В. Скребцова. Этот метод был назван «Добрые сказки» и его суть – как решить проблемы воспитания одаренных детей. Есть также отличная книга Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». Из этой серии – хорошие книги о детях индиго написали Ли Кэрролл и Джен Тоубер. На самом деле, эти темы очень актуальны сейчас. С 2013 года ожидается появление нового поколения детей – это уже даже не дети индиго, а еще более одаренные люди. Супер-гипер-гениальные дети! Нужно уметь не приспосабливаться к ним, а заново перестраивать все системы образования и воспитания. Родители должны относиться очень щепетильно к этому вопросу, изучать методики, общаться со специалистами.
Если ребенок будет учиться в обычной школе по стандартной программе, это не надломит его психику?
Ситуации могут быть разные. И в обычной школе может преподавать очень талантливый учитель, либо ребенок может увлечься каким-то предметом и спокойно относится к общей системе преподавания. Все зависит от ситуации. С одной стороны, не так важно, где будет учиться ребенок – в обычной школе или в элитной гимназии. Главное, чтобы учитель нашел к нему подход. Родители должны делать акцент именно на преподавателя. Но поскольку зачастую одаренный ребенок талантлив во всем, и учитель нашелся отменный, то идеальный вариант для него – специализированный лицей или школа для одаренных детей. Помимо основной учебы, если ребенок творческий – он играет на скрипке, пишет стихи, у него есть актерский дар – ему нужно обязательно посещать соответствующие кружки. Если же ребенок силен в точных науках – математике, физике, астрономии – то нужно нанимать педагога для дополнительных индивидуальных занятий, чтобы он расширял круг своих знаний. Еще один важный аспект — уроки этики и эстетики нужно давать чаще, чем в школе. Психическому здоровью ребенка сейчас уделяется недостаточно внимания. И очень даже зря.
Если ребенок любит яркие цвета и категорически отказывается носить школьную форму, стоит ли его заставлять идти против его убеждений?
Конечно. Такие капризы — это недостатки воспитания. Если ребенок приходит в школу, и не хочет принимать общепринятые правила, нужно ему объяснять, что есть учительница, и ее нужно слушаться. Мама должна ссылаться на школьные правила, на авторитет преподавателя, директора школы. Нужно придерживаться правил поведения и морали.
Часто ли дети индиго становятся «неформалами»?
Да, если у этого ребенка обнаружено какое-то психическое отклонение (к примеру, сейчас распространенный диагноз – малая мозговая дисфункция, это когда нет привязки к какой-то конкретной болезни). Также ребенок может стать «неформалом» из-за психических перегрузок. Это как у всех детей с одним только отличием: индиго более чутко все чувствуют, они воспринимают энергию более тонко. Такие дети гораздо более эмоционально чувствительные, чем другие дети, потому что у них есть сверхспособности, сверхэнергия. Это дети, поцелованные Богом.
Есть ли необходимость регулярно водить таких детей к психологу?
Конечно. Каждого ребенка нужно водить психологу хотя бы два раза в год. Неважно, какой это возраст: дошкольный или подростковый. Ребенку нужна консультация специалиста, поскольку в связи с информационным бумом, на системе восприятия это очень сильно сказывается. Причем, в негативном смысле. Особенно, если это одаренный ребенок.
Кем становятся дети индиго, когда вырастают: гениальными учеными и изобретателями?
Случаи бывают разные. Нельзя сказать, что ребенок индиго обязательно добьется успеха. Хорошо, если в жизни такого ребенка будет авторитетный человек, который будет наставлять на путь. И не обязательно, чтобы это были родители. Для этого нужно, чтобы ребенок занимался любимым делом, помимо школы, посещал какие-то кружки, занятия.

Читайте также по теме