Е.Фетисова: «Разгадать тайну Параджанова невозможно»

Киевская киностудия «Интерфильм» завершила съемки первого художественного фильма о гениальном советском режиссере Сергее Параджанове. Продюсером, сорежиссером и автором сценария ленты является киевлянка Елена Фетисова, а исполнителем главной роли и сорежиссером – француз армянского происхождения Серж Аведикян, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в 2009 году в номинации «короткометражный фильм». Свою главную картину «Тени забытых предков», которая вошла в мировую энциклопедию кино, Сергей Параджанов создал в Киеве. Эта лента обозначила целое направление в кинематографе – украинское поэтическое кино. Наследие Параджанова дало толчок для творчества великих мастеров  — Леонида Осыки, Романа Балаяна, Юрия Ильенко. И сегодня авторы фильма хотят донести до зрителей правду о том непростом времени, когда в Украине процветало настоящее искусство… 

РАССКАЗ О ЧЕЛОВЕКЕ БЕЗ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ 

— Елена, вы сейчас монтируете картину. Отвечает ли фильм первоначальному замыслу? 

— Уже прошло 4 года, как занимаюсь созданием фильма «Параджанов». Было написано 9 версий сценария: я постоянно что-то дописывала и дорабатывала. Но  сейчас очень довольна тем, что вижу на экране.

— Параджанов – фигура мистическая. Были удивительные события во время съемок? 

— Самое большое чудо, что мы сняли этот фильм. И все произошло точно в срок. У нас не было ни одного часа переработки. Конечно, мы тщательно готовились, но кино часто зависит от плохой погоды, состояния техники и прочих событий. Когда мы снимали в Гереджийской пустыне, там начался брачный период у самой ядовитой в мире змеи – гюрзы. Грузинские продюсеры нас спрашивали, знаем ли мы, на какую опасность себя обрекаем. Но другого времени для съемок  просто не было.  Конечно, территорию обрабатывали, но мы видели, как за нами то и дело подглядывали эти хладнокровные красавицы. Конечно, было страшно, хотя особенно пугаться было некогда. Зато  мы наслаждались красотой тех мест. И все было  именно так, как я описала в сценарии, хотя видела эти места только в фильме «Легенда о Сурамской крепости».

decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-02/08/V2lWW41ZyJ5ADW9J/image/1.jpg" />

— Где вы брали материал для сценария? 

— Самый ценный материал – тот, который мне рассказали люди, знавшие Параджанова. Хотя не все хотели со мной разговаривать. Многие просто избегали, считая, что такой фильм снимать нельзя. Но друг Параджанова, режиссер Михаил Беликов, прочитав первую версию сценария, расплакался, и пообещал мне полную поддержку проекта. Ведь снимают же в Голливуде фильмы и о Хичкоке, и о Элизабет Тейлор, и о других известных людях, которых еще все помнят. А Параджанов был на слуху в 70-90-е годы. И я согласна с Романом  Балаяном, который  считает, что биография Параджанова интереснее, чем его произведения. Его жизнь – это удивительная история страны, которой уже нет на карте. А Параджанов ее словно проиллюстрировал и выжал из нее квинтэссенцию. Поколение наших детей не понимает, что тогда было, и многое им сегодня приходится объяснять. То, что Параджанов всемирно известен, – иллюзия. Поэтому миссия нашей картины – рассказать о нем людям. Для этого у нас есть страничка PARADJANOV/Facebook, где много посетителей. Ведь нация должна гордиться своими художниками. В международных энциклопедиях кино Украины представлено только двумя режиссерами – Довженко и Параджановым. И я уверена, что наш фильм не оставит никого равнодушным. Ведь это рассказ о человеке, у которого не было никаких социальных барьеров – он жил так, как хотел.

decoding="async" alt="" src="/images/items/2013-02/08/V2lWW41ZyJ5ADW9J/image/2.jpg" />

— А вы разгадали тайну: почему  Параджанов так себя вел в то время, когда любое отклонение от нормы могло быть жестоко наказано? 

— Думаю, так у него проявился ген гениальности и абсолютной свободы, хотя ничего этого не предвещало. Он родился в странной семье – отец постоянно сидел в тюрьме за торговлю антиквариатом. Есть даже легенда, что его мама держала публичный дом. Но правда ли это, никто не знает. Поэтому разгадать тайну Параджанова невозможно и я даже не пыталась это сделать. Я только хотела его показать таким, каким вижу: чтобы зрители полюбили так же, как люблю его я. Если бы Параджанов жил сейчас, неизвестно, каким бы он стал. Он  – продукт советской системы. Снял бы он эти фильмы или имел бы такую возможность творить – большой вопрос.  Режиссер получал от властей и финансирование, и поддержку. Кто бы его так поддержал сегодня при нынешней экономической ситуации? Так что он родился и состоялся в свое время.

ПРАВДА – ЭТО СКУЧНО 

— Но ведь многие, кто знал Параджанова, вспоминают, что он был способен на шокирующие поступки. 

— Да, он часто незаслуженно обижал людей. И об этом в фильме мы тоже говорим. Все то, что мешало ему творить, для него представляло смертельную угрозу. Поэтому он шел на жуткие конфликты. Были у него и другие особенности. Например, мог сделать шикарный подарок, а потом его забрать. Жена Параджанова Светлана до сих пор не может забыть, как она приехала к нему на Новый год и получила в подарок шикарное кольцо. Но тут к Параджанову пришла известная актриса, и он заставил жену снять его, чтобы подарить гостье. Как такое можно простить? Но в итоге никто зла на него не держал.

— Складывается впечатление, что Параджанов преднамеренно устраивал из своей жизни театр… 

— Да, он часто повторял: «Правда – это скучно». Режиссер и в жизни постоянно что-то придумывал, фонтанировал выдумками, и это качество тоже есть в фильме. Но рассказать о  Параджанове все невозможно. Мы выбрали одну линию — историю его взросления и становления как мастера.

— А как получилось, что Серж Аведикян, который играет роль Параджанова, стал вашим сорежиссером? 

— Сначала я предложила Сержу сыграть роль Параджанова. Он почитал сценарий, и сказал, что это самый большой подарок в его жизни. А потом мы решили снимать фильм вместе, как сорежиссеры, и оба от этого выиграли, хотя были и непростые моменты такого сотрудничества.

— Серж Аведикян лично встречался с Параджановым. Что он вам об этом рассказывал?

— Сержу, когда они снимался у Параджанова, было всего 17 лет. Параджанов отнесся к нему очень дружелюбно, они много общались. И Аведикяну это помогло в его нынешней актерской работе. Он видел, как Параджанов ходит, как работает, что делает, как он дышит. И когда  Сергей Иосифович в Париже умирал от рака, то Серж навещал его в госпитале. Аведикян спросил его тогда: что ему принести? Параджанов ответил – фотографию Пазолини. А потом держал ее у себя на груди. Знаете, снимать фильмы о режиссерах очень сложно, обнаруживается очень много подводных камней. У меня в сценарии даже есть фраза: «Если фильм получится, то вся слава – актерам, а если провалится, то весь позор – режиссеру».

— За время работы над фильмом вам Параджанов снился? 

— Да, он ко мне прилетал и сказал: «Детка, ты молодая, но ты правильно делаешь». И улетел.  

Читайте также по теме