Е.Киселев: «Благодаря «Что? Где? Когда?» сбылась моя мечта»

В третьем сезоне звездной лиги «Что? Где? Когда?» команда телеведущих «Интера» одержала победу над телезрителями со счетом 6:2. Знаток и ведущий программы «Большая политика» Евгений Киселев поделился секретом успеха в интеллектуальном казино,  рассказал, что для него важнее – результат или процесс игры, и поведал о своей мечте 30-летней давности, которая осуществилась благодаря программе «Что? Где? Когда?»

«МАСТИТЫМ ЗНАТОКОМ СЕБЯ НЕ СЧИТАЮ»

— Пять игр вы провели в клубе, и ни одной – без правильного ответа. Уже чувствуете себя маститым знатоком?

— Неужели уже пять правильных ответов? Мне запомнились лишь только два, про картину Репина "Иван Грозный убивает своего сына" и про светофор на Гибралтаре, где с одной стороны шоссе, а с другой — взлетно-посадочная полоса. Но для меня лично это оказались вопросы на эрудицию. Историю про сумасшедшего, ударившего ножом в полотно Репина, помню с первой детской экскурсии в Третьяковку, а на том самом гибралтарском светофоре мне однажды пришлось стоять и ждать, пока приземлится самолет… Так что, конечно же, не считаю себя маститым знатоком — из тех, что всегда поражали меня скоростью, с которой они генерируют возможные версии правильного ответа.

— Вы обычно волнуетесь перед началом игры? Или храните олимпийское спокойствие?

— Волнуюсь, конечно, игра есть игра, как же не волноваться?!

— Ставите перед собой какие-то задачи? «Нужно обязательно дать столько-то правильных ответов» или «назвать столько-то версий»?

— Нет, такой арифметический поход мне даже в голову никогда не приходил. Мои сильные стороны — образовательный бэкграунд, эрудиция, хорошая память на однажды услышанное или прочитанное. Я всякий раз уповаю, что хотя бы один вопрос будет соответствующего свойства. Помню, давным-давно, наверное, в середине 80-х — я еще даже не работал на телевидении — сидел однажды дома на диване и смотрел финальную игру сезона, болея, как всегда, за знатоков. Счет был 5:5, правильный ответ на решающий вопрос — не помню точно, как он формулировался — как и исход всей игры, зависел от знания нескольких строк стихотворения Николая Заболоцкого: "… С портрета Рокотова снова смотрела Струйская на нас". Я знал это стихотворение и аж до потолка подпрыгивал на диване, тщетно пытаясь как-то через экран послать сигнал знатокам. Увы, никто из них Заболоцкого тогда, видимо, не читал — один из лучших русских поэтов ХХ века не входил в школьную программу как бывший "враг народа"… Знатоки проиграли.

А я мечтательно представлял себе, как, будь я среди них, сразу после такого, казалось бы, сложного вопроса прокричал бы эффектно: "Ответ готов!" — и принес бы победу команде знатоков, члены которой тогда, в отсутствие многомиллиардного шоу-бизнеса, были всенародными любимцами, звездами первой величины, покруче многих нынешних! Ну вот и сбылась моя мечта спустя почти 30 лет…

«ОБИДНО ПРОИГРАТЬ, ТОЛЬКО ЕСЛИ ПО-ГЛУПОМУ»

— Что вообще для вас важнее в «Что? Где? Когда?» — результат или процесс?

— Я по природе не очень азартен, знаю предел своим возможностям и в любой игре получаю удовольствие от самой игры, даже если проигрываю, особенно если соперник объективно сильнее. Кстати, по этой же причине ненавижу жульничество (например, никогда не выходил больше играть в теннис с игроками, которые до хрипоты оспаривали явно проигранные ими мячи — в теннисе такие "любители" были даже среди профессионалов, пока не ввели электронный контроль за точностью попаданий). Впрочем, обидно, конечно, в любой игре проиграть по-глупому, когда был ясный путь к победе.

— Ваши близкие наверняка смотрят программы с вашим участием и как-то комментируют увиденное. Поделитесь комментарием, который был для вас самым приятным.

— Все комментарии — один приятнее другого, прямо крышу сносит!

— А неприятные были?

— Меня родные и друзья пока щадят.

— Про вопрос о Гибралтаре, например, наверняка скажут, что это было подстроено…

— Что ж, как я люблю говорить, из всех наук у нас самая популярная — лженаука конспирология.

— За какой вопрос обидно больше всего?

— Было бы по-настоящему обидно, если бы я однажды уверенно предлагал правильную версию какого-нибудь ответа, а команда предпочла бы другую и проиграла. Но такого не было, к счастью, ни разу. Про остальные неудачи вспоминать — пустое.

— Что вы чувствовали во время обсуждения вопроса 13-го сектора? Всегда интересно, что происходит в головах у тех игроков, что оказываются вне стола…

— Переживал за тех, кто остался за столом, и только.

— Какой вопрос понравился больше других?

— Все, на которые мы дали правильные ответы.

— Вы всё время отвечаете, даёте досрочные ответы, а лучшим игроком каждый раз становится кто-то другой. Не обидно?

— Я за свою жизнь получил столько наград, призов, званий и титулов, что мне было бы, право, даже неловко получать еще один, когда рядом со мной не менее достойные игроки. Тем более, что я внутренне ни разу не ощущал себя лучшим.

— Ваша команда – одна из самых стабильных в клубе: три сезона – три финальные серии. У вас есть какое-то секретное оружие?

— Есть, конечно. Но на то оно и секретное, чтоб оставаться в секрете.

Читайте также по теме