По результатам экзит-полов, а также согласно промежуточным подсчетам голосов ЦИК, явка на внеочередных парламентских выборах составила не более 50%. Многие политологи уже заявляют, что это — рекордно низкая явка за всю историю независимости Украины. На Донбассе данный показатель еще ниже, причем многие из жителей региона отдали свое предпочтение оппозиционным силам. О том, будут ли представлены интересы Востока в новом парламенте, а также о мобилизации «антимайдановских» сил в Украине ГолосUA рассказал социолог, основатель социологической службы «Research & Branding Group» Евгений Копатько.
— Евгений, какие факторы повлияли на то, что на Востоке большую поддержку избирателей получил «Оппозиционный блок»?
— Это еще даже не большая поддержка. На Донбассе сейчас нет партии, за которую раньше все голосовали. Количество людей, готовых поддержать «Оппозиционный блок», возросло, потому что в регионе крайне негативно относятся к партии власти и не считают ее «своей». Я уже не единожды говорил, что в Славянске, Краматорске, где проводились экзит-полы, за оппозицию проголосуют больше, чем за партию власти. Но и при таком результате Восток, по большому счету, не будет представлен в парламент, голос региона будет звучать совсем тихо. Восток не будет иметь весомого представительства в новой Раде.
— Как результаты голосования на Востоке повлияют на ситуацию в стране?
— Произошел политический перекос. Партия власти получила абсолютное большинство, и сейчас весь портфель должностей она будет делить между собой. И в вопросе формирования коалиции все начнется если не с чистого листа, то с глобальной корректировкой. Политики мобилизуют силы после выборов, на их поведение повлияют экономические и социальные проблемы. Со временем оппозиция сыграет свою роль. Пик популярности партия власти достигла в сентябре – в начале октября, и сейчас начался нисходящий тренд. Время покажет, это будет быстрый или медленный спуск.
— Чем обоснована низкая явка на выборы, в частности, на Донбассе?
— Здесь нет ничего неожиданного. Заявленная ныне ЦИК явка – 52% от количества зарегистрированных избирателей — может оказаться вполне корректной. Хотя не удивлюсь, если явка в целом составит ниже 50%. На Востоке проголосовало беспрецедентно мало людей. И если сравнить с 2012 годом, когда на парламентские выборы пришли порядка 36 млн человек, сейчас эта цифра намного ниже. Даже согласно опросам готовность проголосовать на треть была выше на Западе, чем на Востоке.
— Почему же Восток не пошел голосовать?
— Все просто: в регионе война, а также, повторюсь, люди просто не знали, за кого отдать свой голос. И такая явка не должна никого удивлять. Политикам нужно думать, как их действия отразятся на ситуации в стране в дальнейшем.
— Учитывая состояние войны на Донбассе, низкую явку, ряд нарушений, можно ли считать выборы на Донбассе легитимными?
— Думаю, легитимными их признают в любом случае. Но многие люди «там» не будут считать эту власть «своей», для них она всегда будет чужой.
— Свидетельствуют ли результаты голосования о том, что в Украине начинается объединение «антимайдановских» сил?
— Об этом говорить пока рано. На фоне снижения рейтинга партии власти будет наблюдаться встречное движение роста недовольства в обществе и усиление влияния оппозиционных сил. Плюс рост оппозиционности в Украине повысится, когда укрепится харизматичная оппозиционная сила. Избиратели проголосуют за такую силу.