В Украине участились случаи продажи детей. Санкция ч.3 ст.149 УК Украины — «торговля людьми, совершенная в отношении малолетнего» предусматривает за это преступление наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. Но бывает, что и это не останавливает «бизнесменов». В то же время, в Китае не так давно за продажу младенцев из роддома акушерка была приговорена к смертной казни.
О том, почему существует это позорное явление в современном украинском обществе, и что нужно для его преодоления, корреспондент ГолосUA расспросила президента Международного правозащитного центра «Ла Старда – Украина» Екатерину Левченко.
— Екатерина, случаи торговли детьми нередки в Украине. Почему?
— К сожалению, объективной статистики нет. Имеющиеся официальные данные – это количество уголовных дел, которые открытых по факту торговли людьми, в том числе и торговли детьми.
Таких дел всего 137 за одиннадцать месяцев 2013 года. Причем, по некоторым областям, в частности, Львовской и Хмельницкой, вообще нет ни одного открытого уголовного дела. Это касается и детей, и взрослых.
Поэтому с уверенностью можно сказать: явление гораздо более распространено, чем это отображается в ведомственных записках.
— Куда обращаются пострадавшие, кроме правоохранительных органов?
— Есть обращения в общественные организации, в том числе и в международные. В частности, в Международную организацию по вопросам миграции, у них есть информация, кому они оказывали помощь в разные годы.
Кроме этого, существует и статистика Министерства социальной политики, которое занимается установлением статуса лица, пострадавшего от торговли людьми, в соответствии с Законом «О противодействии торговле людьми».
Последней информации у меня нет, по состоянию на октябрь 2013 г пострадали 48 лиц, среди них – несколько детей.
— О чем говорят эти данные?
— Эти цифры свидетельствуют, что проблема является очень и очень латентной, скрытой. И на сегодняшний день реальных ее масштабов мы не знаем.
— Каковы причины подобных преступлений?
— Если говорить о причинах, главными являются экономические. Хоть это явление и правовое, оно имеет экономическую подоплеку.
Кроме того, и в обществе, и, что главное, среди специалистов, в правоохранительных органах сегодня очень плохо разбираются в разнообразии проявлений торговли людьми. Привыкли говорить о торговле детьми с целью сексуальной эксплуатации, использовании в целях проституции и порнографии. Но это может быть и использование в нищенстве, и эксплуатация труда детей. Эти вещи вообще не квалифицируются и не идентифицируются как торговля людьми.
Большое количество случаев, которые, с нашей точки зрения, попадают под определение «торговля людьми», вообще классифицируется по другим статьям Уголовного кодекса, как мошенничество или что-то еще.
То есть, причины с одной стороны, экономические, с другой – непонимание сути явления, низкая правовая культура.
А третий фактор, о котором очень важно сказать – это общее отношение к детям. Во многих семьях и в целом в обществе нередко (я не говорю – тотально) к ним относятся, как к собственности: «Мой ребенок – что хочу, то и делаю». С моей точки зрения, государство в определенной степени стимулирует взгляд на ребенка, как на товар. Ведь за его рождение выплачиваются деньги, и некоторые рассуждают так: «Почему я не могу получить средства и за его продажу или — «сдать в аренду»?». Подобную мотивацию я несколько раз слышала от родителей, обвиняемых в торговле детьми. Но ребенок – это маленький человек со своими правами, хоть и имеющий определенные особенности в силу своего возраста.
— Достаточное ли наказание предусматривает УК за торговлю детьми, 8-15 лет лишения свободы?
— Думаю, что достаточное. Не нужно за это расстреливать или давать пожизненное заключение. Эти 8-15 лет еще надо отбыть в наших учреждениях исполнения наказаний.
Вопрос не в том, достаточно ли наказание. Должна существовать система исправления, и важно, насколько наказание играет предупреждающую роль. Каждый приговор обязан служить сигналом, что если ты совершишь подобное, может последовать такое же наказание. Должен действовать принцип неотвратимости наказания.
Но 8-15 лет – это по статье. А на самом деле реальные приговоры по таким делам намного меньше, многие среди них – условные. Возможности нашего законодательства, в том числе, ст. 149 УК никоим образом не исчерпаны. Сегодня практики не используют всех возможностей законодательства.
— Почему?
— Очень часто это и коррупционные вещи, и взятки. Мы, принимая участие в судебных процессах, видим, как тяжело пострадавшей стороне доказывать свою правоту в суде.
Если у людей есть вопросы по этой теме, можно обращаться на горячую линию нашего Центра по телефону 0 800 500 350.