Национализация финучреждений с государственным капиталом России не пойдет Украине на пользу. Такое мнение выразил экономист Эрик Найман в беседе с корреспондентом ГолосUA. Также мы поинтересовались, какиепоследствия почувствуют вкладчики российских банков, будет ли дальше падать украинская экономика из-за блокады Донбасса и чем грозит Украине прекращение сотрудничества с Международным валютным фондом?
— Как санкции к российским банкам повлияют на украинскую экономику?
— После введения санкций пострадает украинская экономика и вкладчики данных банков. Позитива данная инициатива точно не добавит. Ведь больше денег от этого в Украине не станет. Скорее всего, российские банки будут вынуждены уйти из Украины. Поэтому рассчитывать на какие-то вливания из России в виде кредитных ресурсов, украинскому бизнесу не стоит. То есть, в стране денег станет меньше. Понятно, что место ушедших финучереждений кто-то попытается занять. Но я не вижу, чтобы западные банки стремились это сделать. Американские банки пока тоже не активизируются. Например, тот же Сити–банк США очень активно работает в России, но в Украине представлен только в корпоративном секторе и то довольно узко. Если бы Сити – банк хотел заместить российским капитал, то это было бы позитивно для Украины. Пока я такого движения не вижу. Можно сказать, что началась еще одна волна чистки банков в Украине. Только уже по национальному признаку государственного российского капитала.
— А какие последствия почувствуют вкладчики российских банков?
— Вкладчики, у кого сбережения меньше 200 тысяч гривен, получат свои деньги в любом случае. Если мы говорим о вкладах более высоких, то здесь уже вопрос, как себя поведут российские банки. То есть, они захотят уйти мирно и со всеми рассчитаться, для этого возможно потребуется, чтобы российские материнские банки сюда прислали деньги для расчета с украинскими вкладчиками. Но захотят ли они это сделать? Скорее нет… Поэтому данная проблема переложится на государство или Фонд гарантирования вкладов. Деньги будут браться как обычно из бюджета. Если говорить о корпоративном сегменте и корпоративных лицах, то в первую очередь пострадают заемщики. Потому что кредитный портфель российских банки с 15% госучастием, одномоментно перевести на какие-то другие финчуреждения невозможно. Кто–то должен купить либо банки в целом, либо портфели. Скорее всего, если покупка будет происходить, то с большим дисконтом. Может быть до 70%. Банкиры на этом заработают, но заемщикам придется по сути заново пройти кредитные процедуры. Потому что кредитные процедуры российских банков им понятны, а новых собственников нет. Поэтому не все смогут пройти это сито. В итоге основной удар и ущерб по экономике Украины будет идти через кредитные портфели.
— Будет ли дальше падать украинская экономика из-за блокады Донбасса?
— Блокада Донбасса оказывает очень негативное влияние. Не знаю, о чем думают люди, которые организовали блокаду и чем руководствовались власти страны. Скорее всего, это были не экономические, а политические мотивы. С политической точки зрения, возможно, они поступили правильно. Но с экономической точки зрения, уже все госучреждения, в частности, и Нацбанк, и Минфин заявил о негативных оценках влияния блокады. Думаю, что их оценки не далеки от истины. Это порядка 2% ВВП Украины, соответственно, тот экономики рост, который ожидался на этот год и закладывался в тот же госбюджет в районе 2-2,5% будет весь съеден блокадой. То есть, экономического роста в этом году не будет. И это я говорю об официальном экономическом росте. Реально если же мы говорим о ситуации в стране, то отмечу, что в Украине продолжается сжатие экономики и стагнация. Поэтому никакого повышения зарплат и пенсий не будет. Если оно и будет, то только за счет инфляционных немотивированных и необъяснимых экономикой причин. Поэтому блокада оказывает очень тяжелое влияние в период острой торговой фазы в торговой войне с Россией.
— Какой курс доллара ожидать в связи с блокадой Донбасса?
— В госбюджете изначально было запланировано на конец года 29 гривен 36 копеек, пока показатели не меняли. Но из-за блокады потенциальный негативный эффект может составить гривна — полторы гривны на долларе. То есть, 30-32 гривны за доллар в конце года. Поэтому пока может быть только предварительная оценка роста курса доллара. Ведь есть очень много факторов, которые могут на него влиять. Но если летом откроют рынок земли и начнут привлекать столичные капиталы, тогда большого негативного влияния на курс гривны не будет. Особенно со стороны блокады Донбасса. Также я не исключаю такой вариант, что потенциальным покупателям украинской земли будет выгодна девальвация гривны. Если связать блокаду и рынок земли, то курс может составить 32 гривны. Но большого негатива такой рост для экономики не окажет. А если курс будет по 40-45 гривен за доллар, я не знаю, куда пойдут недовольные люди. Потому сейчас все коммунальные платежи привязаны к курсу доллара через Роттердам и через стоимость угля и электроэнергии, тепла и воды. Ведь в стране все привязано к курсу доллара. Такой рост доллара мгновенно отразится на платежках. И если Президент мечтает переизбраться, то он будет пытаться не допустить резкой девальвации гривны.
— Чем грозит Украине прекращение сотрудничества с МВФ?
— В целом требования МВФ и меморандума адекватны. Они в основном идут на пользу Украине. Плохо то, что приходится думать чужими мозгами, а не своими. Сотрудничество с МВФ для Украины нужно. Ведь у нас других друзей не осталось. Отказ от сотрудничества с Фондом поставит под вопрос целостности Украины.