С приходом осени в Украине начинается медленное, но уверенное формирование государственной сметы на будущий год и традиционно возникают сопутствующие этому процессу сложности.Кабмин надеется, что после обсуждения в парламенте проект бюджета-2017 сохранит реалистичность своих показателей и бюджет будет сбалансированным. О том, что стоит за сухими цифрами главного финансового документа страны, ГолосUA рассказал известный финансовый аналитик Эрик Найман.
— Эрик, какие «подводные камни» ожидают наших граждан с принятием госбюджета-2017?
— Первые цифры, которые озвучил глава Минфина, — достаточно жесткие. Они означают, что можно ожидать увеличения налоговой нагрузки на экономику, сокращения дефицита бюджета. Однако, я думаю, что первый проект бюджета, озвученный министром финансов, будет серьезно подкорректирован. Будут искать новые источники пополнения бюджета. А это, конечно же, налоги, и, конечно же, они будут переложены на плечи обычных граждан. Безусловно, отдельно появятся новые акцизы, хотя они никуда и «не уходили». Что касается точечно, каких налогов нам ожидать, то будут увеличиваться косвенные налоги, поскольку традиционно сложно получать налоги с бизнеса, прямые налоги. Подчеркну, что Минфину сложно увеличивать налоги с бизнеса (прямые налоги), то, как правило, увеличивают косвенные налоги. Это акцизы на алкоголь, на табак, на бензин. Опять можно ожидать увеличения акцизов на эти товары. Хотя и сейчас мы знаем, что, покупая бутылку водки или пачку сигарет, большую часть цены мы платим на налоги. И доля этих налогов будет только расти.
— К каким последствиям это может привести?
— Сейчас очень активно обсуждается тема — «достичь уровня Европы» — касательно цен на тот же табак. Министерство финансов ссылается на Соглашение об Ассоциации с ЕС, согласно которому предусмотрено обязательство перед Евросоюзом — повысить акцизна сигареты до европейского уровня – 90 евро за 1000 штук, то при текущем курсе гривны это будет 54 грн за пачку сигарет (сейчас акциз 10 грн за пачку). Это сделает запредельно дорогим табак в нашей стране. И здесь возникает другая проблема. В Европе сделали очень дорогими табачные изделия, и молодежь начала потреблять спайс, наркотики – они вроде бы поборолись с курением, которое, безусловно, вредно, но при этом они усугубили проблему, сделав ее еще худшей, учитывая, что никаких акцизов и налогов от торговли наркотиками государство точно не получает. Иными словами, чем быстрее у нас поднимут акцизы на табак и алкоголь, тем глубже проблема будет загнана вовнутрь – в стране вырастет доля наркоманов. От «легкого» наркотика среди молодежи увеличится доля жертв «тяжелой» наркомании. Поэтому к этому вопросу нужно подходить очень взвешенно, учитывая в первую очередь уровень достатка населения. Но взвинчивать цену на алкоголь и табак до каких-то нереальных величин – это значит, будет бить, во-первых, по бюджету – он получит недопоступление налогов, и увеличение теневого рынка как алкоголя, так и табака, народ будет переходить на самогон, самокрутки – граждане будут сами сажать и выращивать табак (опять же в Европе эта тенденция появилась), произойдет рост потребления наркотиков – для наркодилеров это будет замечательно. Чем выше налоги на алкоголь и табак, тем больше доходов будет у наркодилеров и контрабандистов…
— То есть, взвинчивать цены на табак сейчас нецелесообразно?
-На мой взгляд, необходимо ввести минимальные рыночные цены на сигареты, что даст в бюджет уже сейчас 2-2,5 млрд грн в год. Рынок алкоголя уже показал успешность введения данной меры. Также следует выровнять уровни акцизов для дорогих и дешевых сигарет. Действующая практика более низкого акциза на дешевые сигареты стимулирует производителей и потребителей уходить от уплаты более дорогого акциза миграцией в дешевый сегмент, что стабильно уменьшает налоговые поступления в бюджет. При существующей практике, чем выше Минфин поднимает акцизы на сигареты, тем меньше денег он получает (без учета инфляционной надбавки к цене).
— Эрик, ожидает ли нас новая волна инфляции в случае если МВФ не возобновит кредитование Украины?
— В этом случае нужно будет либо сиквестировать бюджет, либо Президент «надавит» на Национальный банк, который перечислит 30 или 40 млрд грн на «печатный станок» — это будут просто напечатанные гривны. Эти деньги автоматически окажутся как на потребительском рынке — как инфляция, так и на валютном рынке — тоже как инфляция. Единственный выход избежать такого сценария — это сиквестировать (урезать) расходы госбюджета. Но мы понимаем, что сокращать расходы госбюджета всегда сложно. Главным источником инфляции является бюджетный дефицит. МВФ решил пока рассмотреть вопрос с очередным траншем Украине, но не выдать. Это очень сложный вопрос, поскольку Украина по системным реформам очень отстает от требований МВФ. Если Международный валютный фонд даст нам деньги, это будет политическое решение, не подкрепленное реальностью.
— Наша экономика получила серьезный удар от введения Россией эмбарго в отношении украинской продукции. Можно ли как-то повлиять на РФ, чтобы отменить его?
-С Россией есть одна сложность – во многом падение товарооборота экспорта украинской продукции в Россию — вызвано не нежеланием украинских предприятий продавать свой товар, а сознательной политикой России в отношении украинских товаропроизводителей – введением эмбарго. К сожалению, ни у нас нет возможности повлиять на Россию, ни у Запада, ни у ВТО – чтобы заставить ее отменить эмбарго в отношении украинской продукции. Россия была главным покупателем для многих видов и пищевой, и машиностроительной, и других отраслей промышленности. Этот вопрос, к сожалению, больше находится в епархии Кремля, чем — Украины.
— И последний вопрос касательно валютных лицензий. Чем грозит банкам расширенный перечень оснований ограничения валютных лицензий, принятый на днях НБУ?
— Если у регулятора нет формального повода закрыть банк, то таким образом, расширив перечень оснований для отказа банкам в предоставлении и отзыве валютных лицензий, Нацбанк отзывом валютной лицензии лишает банк мощного конкурентного преимущества — поскольку для клиентов банка все-таки, как правило, важно иметь возможность валютообменных операций – открытие валютных счетов, наличные покупки-продажи валюты, наличные валютные операции. Поэтому таким образом Нацбанк решил «почистить» рынок от маленьких банков, не имея формального повода на закрытие какого-либо финансово-кредитного учреждения.
— Пунктов обмена валют это тоже касается?
-Для пунктов обмена валют это не столь критично, поскольку они работают, как правило, под чьей-то «крышей». То есть, если у банка отозвали валютную лицензию, они, думаю, подключатся к другому банку. Понятно, что произойдет еще большая монополизация рынка, хотя итак валютный рынок Киева почти монополизирован — в столице есть один оператор «Абсолют финанс», который работает на эту систему. Чем меньше будет выдано банкам валютных лицензий, тем хуже будут условия валютообменных операций для клиентов. Соответственно выше спреды, выше комиссия. Для украинцев это, безусловно, негатив.