В Киеве полным ходом идет эволюция. Некогда самый зеленый город Европы, ее «легкие», потихонечку превращается в самую грязную точку Старого Света. Но хуже всего то, что столичным чиновникам, большим и маленьким, до этого практически никому нет дела. Все они поступают по принципу Скарлетт О ‘Хара: «Сегодня не печет, поэтому я подумаю об этом завтра». Беда только в том, что завтра может и не быть. О том, почему любимый, седой и мудрый Киев кричит о помощи, и почему она так важна и нужна именно сейчас, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказала эколог международной благотворительной организации «Экология – право человека» Екатерина Полянская.
— Екатерина, недавно в СМИ прошла информация, что Киев попал в десятку самых грязных городов Европы. Скажите, почему?
— В таких случаях оцениваются все компоненты природы: вода, воздух, растительность, животный мир, грунты и климат. Они между собой связаны и влияют друг на друга. Один из важнейших компонентов — это вода. Киев размещен на берегах Днепра, в который впадает еще 16 рек, большинство которых протекает под землей в бетонных коллекторах, и, возможно, даже не все киевляне о них знают и видели их когда-либо в жизни. Они связаны со сточной дождевой канализацией, и вся грязь, которая смывается с наших улиц — соль, мусор, автомобильные масла, растаявший снег – попадает в них, а потом непосредственно в Днепр. На них не стоит ни одного очистительного сооружения. Их вода не очищается ни механически, ни химически.
В дождевую канализацию и подземные реки прорезают незаконные врезки, в которые сливают неочищенные стоки, как хозяйственные, так и промышленные. Порой мы можем видеть в новостях, а также в социальных сетях, что происходят такие выбросы. Например, этим летом на Теремках в озеро попало какое-то вещество, в результате чего погибли утки и рыба. Периодически появляются сообщения о Дарницкой ТЭЦ — там золошлаковую смесь поливают водой, чтобы пепел не развеивался и не попадал в атмосферу. А вот вода, проходя через все эти золы, стекает в один из каналов речки Дарница, а потом течет в Днепр. Недалеко от Дарницкого моста есть бетонные трубы, из которых и вытекает вода серого цвета, которую иногда даже можно различить на спутниковых снимках. Местные активисты отдали на анализ воду и грунт рядом с золоотвалом Дарницкой ТЭЦ, в ней было обнаружено превышение содержания мышьяка в 13 раз, ванадия в 14 раз, превышения по содержанию цинка и меди.
В Киевсовете была создана отдельная комиссия по этому вопросу. Но реальные действия по перепрофилированию ТЭЦ, установке очистительных сооружений возможны только через 4-5 лет, стоки, попадающие в речку Дарница, пока очищаться не будут.
— А в каком состоянии воды Днепра в других сопредельных странах, где протекает эта великая река?
— Днепр протекает также на территории Российской Федерации и Беларуси. О его экологическом состоянии можно судить на примере его притока — реки Березина в Беларуси. На ее берегах расположен город Светлогорск, в котором функционирует целлюлозный комбинат ОАО «Светлогорский ЦКК». Его сейчас арендовала китайская компания, которая беспощадно относится к окружающей среде. Местные жители страдают из-за выбросов в атмосферу и речку Березина, распространены заболевания дыхательных путей, онкологические заболевания, а также опасность получения химических ожогов при выбросах стоков комбината в реку. Недавно наш коллега принял участие в природоохранной конференции, организованной местными активистами. Руководство комбината и города на нее не пришло. Создалась критическая ситуация, которая требует вмешательства не только на уровне страны, но и на международном уровне. Поэтому мы можем только догадываться о составе вод, которые несет Днепр, протекая через города, расположенные выше по течению и принимая воды своих притоков. Постоянной системы мониторинга состояния поверхностных вод у нас нет.
— Как чиновники относятся к состоянию наших рек? Как-то реагируют на то, что нет очистительных сооружений на 16 реках Киева?
— Мы непосредственно занимались речкой Лыбедь совместно с организацией «Водний Рух Київщини». Река находится в критическом состоянии. Она закована в бетонный коллектор, у нее не осталось природных берегов, в нее подсоединено множество стоковых труб и врезок, также в реке коммунальные службы устраивают снеготайки. А единственное место, где река текла в природном русле – памятник природы «Природное русло реки Лыбедь», в марте этого года было уничтожено под постройку дорожной развязки, и это несмотря на его официальный статус заповедного фонда города Киева. Город знает о проблемах. Но, к сожалению, никаких решений со стороны чиновников принято не было. Нас кормят обещаниями, что в перспективе что-то будет сделано. Реальных же действий ноль.
Была еще такая ситуация: люди обратились, что из трубы на набережной в Днепр сливают жидкость оранжевого цвета. Что это, откуда? Экологической инспекции в таких случаях очень тяжело определить, откуда сливается это вещество, и привлечь к ответственности виновных, так как трубы проложены под землей и являются разветвленной системой.
— Каковы масштабы проблем? Чего мы не видим?
— Экосистема города Киева находится под огромным прессингом человеческого влияния. Страдают и зеленые зоны, а также деревья, высаженные вдоль дорог. Во-первых, недобросовестно работают коммунальные службы, которые выбрасывают соль в огромных количествах на тротуары и дороги, которая потом попадает в грунты и сливается в реки. Также не ведется надлежащий уход за деревьями и кустарниками, им все тяжелее выживать в условиях города. Несмотря на то, что специальными правилами ухода за зелеными насаждениями в городах предусмотрен полив деревьев, обмывание их крон, правильная обрезка и залечивание их ран.
Там, где по Генеральному плану города Киева должны быть парки, строят торговые центры и жилые комплексы, автозаправки и другие сооружения. Уничтожаются зеленые зоны. По всему Киеву идет противостояние между жителями и застройщиками.
Животные и растения наиболее чувствительны к изменениям окружающей среды, они реагируют первыми, и их можно использовать как индикаторы.
В много раз увеличилось число машин, и выхлопных газов, и организм деревьев не выдерживает такого влияния. Обычной картиной во второй половине лета являются рыжие каштаны и их опавшие листья. Сейчас на многих улицах Киева молодые деревья просто не выживают, хотя их иногда и просто ломают прохожие, а также неправильно паркующиеся автомобилисты. Деревья поджигают, гасят о них окурки и оставляют в коре, их дупла используют как урны для мусора. Это говорит о низкой культуре отношения человека к природе.
Люди, которые живут в Киеве на проспектах, жалуются, что им тяжело дышать из-за большей концентрации вредных веществ в воздухе, также температурный режим в городе, особенно в летние месяцы, менее благоприятный. Возникает больше аллергических заболеваний, болезни дыхательных путей, организм становится более ослабленным, чем у тех, кто живет за городом. Киев когда-то был одним из самых зеленых городов Европы, а сейчас постепенно превращается в самый грязный город.
По Генеральному плану Киева Совские пруды — это парк. В 2007 году Киевсовет принял решение, что там будет парк и торгово-развлекательный центр. А в 2017 году — в начале 2018 года появилась детализация этого плана, и в нем фигурирует целый микрорайон на 23 дома. Уже год длится разбирательство в Киевсовете. Прокуратура подала в суд. В основном инвесторы хотят удовлетворить свои материальные интересы, и видят в зеленых зонах выгоду для себя.
Известна ситуация с деревьями недалеко от метро Лесная, где им под кору ввели пестициды и они все погибли. Я считаю это преступлением против природы. Наверное, кто-то хотел взять там землю, но не получалось. Вот готовят почву…
В Киеве есть Голосеевский национальный природный парк – заповедная территория национального значения, призванная охранять лесные комплексы. Но с каждым годом ей пытаются нанести все больше ущерба. Один из таких примеров – пытаются забрать часть территории под автозаправку в Урочище Бычок, где было вырублено 0,40 га леса. Продолжается судебное разбирательство.
— Какое место у Киева самое больное сейчас?
— Понимаете, проблема комплексная. Природу нельзя разделять на отдельные компоненты. Все взаимосвязано. Если где-то идут нарушения, то последствия тянутся одно за другим. В Киеве нет единой системы, которая бы могла проводить мониторинг состояния окружающей среды, изучать лучшие пути выхода из ситуации и воплощать их в реальность, контролировать выполнение предписанных законодательных норм, отстаивать интересы природы и здоровья людей во всех сферах жизни города. А существует прямая зависимость между состоянием окружающей среды и здоровьем человека.