В Верховной Раде прошли слушания на тему «Образование в сельской местности: кризисные тенденции и пути их преодоления», инициаторам проведения которых стала фракція Компартии Украины. О том, что необходимых сегодняшниму образованию в Украине, корреспондент «ГолосUA» говорил с депутатом от КПУ Екатериной Самойлик.
— Фракция КПУ одна из первых, кто настаивал на проведении этих парламентских слушаний. Проблема образования действительно требует немедленного рассмотрения?
— Давайте просто посмотрим на ситуацию сквозь цифры. Так, за годы независимости ситуация с образованием в Украине стала критичной — 10 тысяч детсадиков были ликвидированы, 1 600 школ также исчезли, уровень подготовки учителей снизился, есть проблемы в кадровых вопросах, обеспечении, оснащении школ … Поэтому, нам нужно определять, что делать дальше, как именно выходить из этих проблем, как сделать правильно и для учителей и для школьников, студентов, учащихся. Когда я слышу, как плачутся банкиры и олигархи о том, что надо спасать коммерческие банки и частные строительные компании, то я задаю себе вопрос, а что же говорить об образовании?
— Собственно, законы об образовании одна из частей предложенной фракцией КПУ антикризисной программы, какие шаги вы предлагаете сделать в образовании?
— Да, Фракция КПУ предлагает в контексте антикризисной программы принять ряд законопроектов, которые касаются системы образования. В основном законопроекты разработаны мной и лидером КПУ Петром Симоненко.
Во-первых, это законопроект, касающийся изменений в сельских школах. Мы предлагаем сельской школе разрешить открытие первого класса при трех учениках, поскольку сейчас действует норма 5 учеников. Если кто-то говорит, что это ударит по бюджету, то это вранье, потому что одни и те же деньги идут как на 5 учеников, так и на троих.
Кроме того, мы предлагаем уменьшить в сельских школах количество детей, при которых классы делятся для изучения иностранных языков, компьютера, украинского языка и т.д. Также, КПУ предлагает целый ряд законопроектов, которые касаются защиты учителей.
— А что касаеться возвращения дошкольных учреждений в коммунальную собственность, вы предлагаете какие-то новшества?
— Конечно, ведь это целая проблема. Представьте, 10 тысяч детских садиков сегодня отданы под бары, рестораны, банки и т. д. Поэтому, мы должны вернуть их государству. Также государство должно повысить социальную защиту всех работников сферы образования. /> Главный вопрос, который мы поднимаем — это кадровый вопрос. Сегодня, в сельской местности большинство преподавателей — это пенсионеры, почти 60%.
Согласно нашим предложениям, должна будет пересмотреться программа подготовки учителей в высших учебных заведениях, необходимо готовить специалиста по нескольким направлениям. Никогда, в сельской местности не будет виделено полноценно времени на историю, химию, биология, а без них нельзя обойтись.
КПУ предлагает также возобновить все, что связано с коммунальнымы услугами, то есть выплата учителю на покупку угля, оплату за газ, електроенергию. Иначе мы и дальше будем сталкиваться с проблемой, когда учитель получает мизерную заработную плату и бежит из школы доить корову, потому что и ему нужно кормить семью.
— Есть инициативы, относительно пенсионного обеспечения?
— Да, 80% от заработной платы и плюс 1% за каждый проработанный год до 90%. Мы уже не первый раз инициируем законопроект по пенсионному обеспечению педагогов. Если мы хотим, чтобы село существовало в Украине — вопрос образования должен быть решен на все 100%. В общем, все наши инициативы идут на поддержку школы и учителя — это компьютеризация, школьный автобус, техническое оснащение.
— Как вы думаете, почему возникла такая кризисная ситуация в образовании на селе?
— Она возникла, из-за разрушения мощных сельхозпредприятий, перерабатывающих предприятий, после уничтожения которых школа осталась наедине со своими проблемами. Я думаю, стоит сегодня низко склонить голову перед учителями, которые работали бесплатно, которые знали, что заработной платы может и не быть или ее выплатят соломой, шапками, маслом …… Наше государство задолжало украинским учителю и образованию.
Мне очень нравятся слова одного из президентов Французской республики: первое, что идет по необходимости после хлеба — это школа. Вот если мы будем жить под таким лозунгом, нашей стране не будет цены.