Наталия Юрчук
10:18 02/11/2014

Е.Сердюк: «Полностью восстановить стену в Софии Киевской удастся весной 2015 года»

Пока Украина возводит одни стены — на границе с Россией, внутри страны — рушатся другие. Неделю назад, в центре столицы рухнула часть пятиметровой стены — ограждения заповедника «София Киевская», построенного в 60-х годах. Теперь надо реставрировать все ограждение, а на это, по словам работников музея, может уйти  полтора миллиона гривен. ГолосUA пообщался с генеральным директором Национального заповедника “София Киевская» Еленой Сердюк и расспросил, сколько нужно средств на ремонт участка обвалившейся стены, как можно уберечь заповедник от негативного влияния окружающей среды и какая дальнейшая судьба постигнет киевские дома-музеи.

 — Елена Михайловна, причин обвала стены в заповеднике существует много: плохой фундамент, прокладка теплотрассы, некачественная кладка кирпича. Как вы считаете, почему стена завалилась?

— Когда речь идет о любой строительной конструкции, всегда слушают мнение экспертов. Научно-исследовательский институт строительных конструкций представил предварительное заключение о причинах обвала стены, но окончательные выводы будут обнародованы после проведения экспертизы.

Пока не сделаны анализы фундамента хозяйственной стены со стороны улицы Стрелецкой, любые версии могут существовать только на уровне гипотез.

Следует отметить, что реставрационно-строительные работы на территории, где обрушилась стена, велись, начиная с 2009 года. На первоначальном фундаменте были воспроизведены Ворота Заборовского (памятник национального значения XVIII столетия сооруженный в 1746 году – ред.), точнее та его часть, которая выходит в сторону Софии Киевской и Дома митрополита. Зимой  2013-2014 годов к воротам Заборовского была вырыта траншея и проложена теплотрасса. А неподалеку от ворот находилась теплица, которая подпирала ту стенку, которая обрушилась. /> Довольно интересная ситуация случилась летом этого года, когда со стороны улицы Стрелецкой на уровне 70-80 сантиметров от земли была сделана дыра, то есть вытянут кирпич. И если мы посмотрим на стену, она не просто обвалилась кусками, а фактически, была подрезана именно по линии этой дыры.

— То есть причиной обвала стены могло стать физическое воздействие на нее?

— Здесь, скорее всего, задействован комплекс причин. Даже тот раствор, который использовался для кладки кирпичей в 60-х годах, содержит много песка и просто рассыпается в руках. Но поскольку объект не пребывает на балансе Киевской городской государственной администрации и со стеной не проводились никакие ремонтные работы, мы не исключаем физического вмешательства. Кроме того, бывший генеральный директор заповедника заявляла, что стена могла упасть еще в 2000 году. Но стена упала спустя 14 лет. Также вероятность обрушения стены была и тогда, когда сносили оранжерею, которая подпирала эту стену.

— Сколько нужно средств на ремонт участка обвалившейся стены?

Был составлен дефектный акт, где речь шла о 82 тысячах гривен, которые необходимо выделить на ремонт обрушившейся части стены.

 — Стены Софии Киевской не реставрировались десятки лет и только в этом году был разработан проект по восстановлению. Сколько нужно средств для ремонта всей стены?

 —  Чтобы говорить про определенную сумму, нужно сделать проект, а для этого сначала нужно провести расследования, которые мы запланировали. Соответственно, после проекта нужно разработать смету. На сегодняшний день, поскольку обрушенная стена находится вне территории Национального заповедника и является хозяйственным объектом соседней усадьбы по ул. Стрелецкая, 7/6, была заключена договоренность с главой Шевченковской госадминистрации о проведении ремонтных работ на территории Софии. Она полностью готова профинансировать работы. А окончательные причины обвала стены будут озвучены до конца следующей недели, после проведения расследования на объекте.

 — В какие сроки удастся отремонтировать стену?

 — Ремонтные работы стены длинной в 27 метров, можно будет провести за неделю или полторы. А если речь идет о ремонте всей стены, то здесь не стоит спешить. По моему мнению, сначала нужно определить более аварийные участки стены. Затем, согласно проекту по ним будут приняты решения и, я надеюсь, уже весной удастся восстановить всю стену.

В 2014 году по заказу заповедника разработана проектная документация на ремонтно-реставрационные работы на стенах и ограждениях территории по ул. Владимирской, 24, которая в настоящее время передана на государственную экспертизу. Проектом предусмотрены мероприятия по обследованию фундаментной части Софии и укреплению конструкций ограждения. 

— Кабинет Министров наконец-то решил запретить строительство в исторических зонах. Но почему земли вокруг Софии все равно отдают застройщикам?

— В 2012 году заповедником был подготовлен проект решения Киевсовета на жесткую регламентацию зон вокруг Софии Киевской и Киево-Печерской Лавры. Но сегодняшнее Министерство культуры, которое должно заботиться о защите культурного наследия, решило отменить любые ограничения на хаотическую коммерческую застройку вокруг буферной зоны. Еще в феврале 2014 года было подготовлено постановление Верховной Рады о регулировании градостроительной деятельности и сохранении среды исторического центра Киева. Власти постановили Киевсовету разработать градостроительную документацию по зонированию территории в пределах охранной зоны Софии Киевской. Мораторий на строительство в буферной зоне и в историческом центре находится в Киевсовете и уже подписан всеми профильными комиссиями. Но, на сегодняшний день, он так и не был вынесен на сессию. Эта тема в подвисшем состоянии находится последние 5 лет, и мы до сих пор не имеем ни одного документа, который бы раз и навсегда остановил застройку.

— Как можно уберечь заповедник от негативного влияния окружающей среды, ведь София находится в окружении фитнесс-центра, гостиницы «Хаятт» с подземным паркингом, которые преградили отток грунтовых и подземных вод?

 — Безусловно, мы страдаем от очень многих факторов, в том числе от строительства подземных сооружений. Возникла большая проблема с инженерными сетями. Например, на Георгиевском переулке расположена гидрогеологическая скважина для наблюдения за уровнем грунтовых вод. Температура воды в этой скважине, которую мы периодически замеряем, иногда доходит до +24 градусов. Это свидетельствует о колоссальных проблемах теплосетей, которые могут прорвать в любой момент. На территории охранной зоны необходимо расширить сеть гидрогеологических наблюдений как минимум до 15-20 наблюдательных скважин. Также нужно провести профилактический ремонт всех водонесущих инженерных коммуникаций с целью предотвращения утечек воды. Кроме того, я неоднократно просила у киевской власти запретить парковку автомобилей на Софийской площади, а также не переносить основную транспортную нагрузку на улицу Владимирскую, поскольку это увеличивает вибрационные нагрузки на Софиевский собор. Когда была перекрыта улица Крещатик, мы задыхались на территории заповедника от испарений и вибраций, которые давал транспорт. Также необходимо ввести ограничения на застройки и подземные паркинги вокруг буферной зоны, а высотность новых застроек в некоторых зонах сократить до 15,20 и 25 метров.

 — Среди киевлян существует легенда, что Украина будет стоять до тех пор, пока стоит стена Софийского собора. В связи с непростой ситуацией в стране, по вашему мнению, стал ли обвал стены каким-то знаком?

 — Если бы речь бы шла о достопримечательностях, или это имело бы хоть какое-то отношение к нашей территории, то можно было бы задуматься. Я напомню, что обрушившаяся стена является хозяйственным объектом соседней усадьбы по ул. Стрелецкая. Но если говорить о знаках, то я бы лучше рассмотрела ситуацию с церемонией инаугурации Виктора Януковича. Он единственный из всех президентов Украины, который не проходил посвящения в президенты с Софийском соборе. Вот это точно был знак! Ведь мы все помним, чем закончилось правление Виктора Федоровича.

— В каком состоянии находятся и какая дальнейшая судьба усадьбы Мурашко, Сикорских и дом Подгорского, которые размещены на территории Национально заповедника? 

 — Усадьба семьи художников Мурашко на ул. Малая Житомирская, 14, на сегодняшний день принадлежит к местной власти. Это колоссальный комплекс, по которому Национальный заповедник разработал проект восстановления. Когда мэром города еще был А. Попов, мы обращались в Киевсовет, и предлагали сделать эту усадьбу по образцу Хундервасерцентра (торгово-выставочный центр в Вене с характерным фасадом, кафе-баром и небольшим городком внутри – ред.) сделать Мурашкоцентр. Он бы смог объединить в комплексе все культурно-развлекательные функции, которых так не хватает Киеву: уникальный и артистический магазин, галерею, кофейню и отель. Сейчас усадьба находится в аварийном состоянии, а вся территория отселена.

Срочной реставрации требует и знаменитая усадьба авиаконструктора Игоря Сикорского на ул. Ярославов Вал 15б. В доме давно разбитые окна, сквозные трещины в стенах, обвалившиеся междуэтажные перекрытия. Это просто позор для города! Заповедником София Киевская был разработан проект регенерации этой усадьбы, а в дальнейшем мы планируем построить там музей авиации.  На территории Национального заповедника, по улице Ярославов Вал, 1, находится дом Подгорского (также известный под названием «Замок барона» — ред.). Это единственный дом в Киеве, который сохранил абсолютно уникальные интерьеры конца ХІХ столетия. В этих интерьерах сохранены мебель и печи музейного значения. У нас была идея разместить в этом доме галерею, музей городской культуры или устроить зал для приемов Киевской горадминистрации, как например, на ул. Банковой, 10. На сегодняшний день, этот объект выставлен на продажу, но у города есть большое желание выкупить этот дом музейного значения, для того чтобы уберечь хотя бы один исторический интерьер, который остался в Киеве.   

Читайте также по теме