Курс доллара США 23 сентября 2014 г. повысился и на межбанковских торгах, и в наличных продажах. Гривна в очередной раз подешевела. Курс наличного доллара в покупке составляет 13.97 грн./долл., в продаже — 14.47 грн./долл. По прогнозам аналитиков, средний курс продажи наличного доллара на неделе может находиться в диапазоне 13,8– 15,4 грн. Однако долларов в обменниках «днем с огнем» не отыскать, несмотря на то, что некоторые украинцы вынуждены сдавать валюту, опустошая свои «банки». О том, что происходит с курсом пары «гривна-доллар», корреспондент ГолосUA расспросила экономиста Елену Слезко.
— Елена Александровна, так почему валюта исчезла из обменников?
— Эту ситуацию сохраняют, чтобы выманить у людей как можно больше валюты, которая хранится «под подушкой», в домашних «банках». Ситуация, которая есть сегодня, стимулирует сдавать доллары, сберегаемые людьми «на черный день».
По подсчетам экономистов, в среднем у одного украинца имеется примерно тысяча долларов. Естественно, такие накопления есть не у всех. Но достаточно вспомнить бабушек, собирающих «на смерть»…
Те, кто владеет такими накоплениями, чтобы прожить, несут деньги в обменники. А те, кто может купить валюту, пока занимают выжидательную позицию. Кому «невтерпеж» — приобретают швейцарский франк и английский фунт стерлингов, канадский доллар. Говорили, что Канада нам даст кредит, но пока эта ситуация «зависла»…
— В чьих интересах изымание долларовой массы у населения?
-Это – потребность в пополнении золотовалютного запаса страны. Мы же должны в этом году рассчитаться с Международным валютным фондом, и тот кредит, который они нам предоставляют, частично идет на погашение. Страна должна иметь денежный запас, а у нас выходит — все, что мы получаем, быстро тратится. И — снова нет денег. С этой целью деньги и «выманиваются» у населения.
— Возникают ли при этом спекуляции?
— Да, есть много и спекулятивных моментов. К тому же, война дает толчок для всевозможных спекуляций. Во время военных действий необходимо не только оружие, но и сопутствующие товары, продовольствие, одежда для военных. На закупку всего этого тоже идут деньги. А если это закупается за рубежом, мы должны рассчитываться валютой.
— Но Украине в последнее время было предоставлено много кредитов…
— Этого не хватает. Не покрываем мы за счет кредитов, золотовалютных запасов все «дыры» в бюджете, платежном балансе. Нам нужно намного больше средств.
— Прокомментируйте, пожалуйста, решение НБУ ограничить продажу валюты суммой, эквивалентной 3 тысячам гривен в день?
— Да, эту норму снизили впятеро. Это говорит о том, что истощаются запасы страны не только в долларах, но и в гривнах. Остается включить печатный станок и развить еще более серьезную девальвацию гривны. Мы не успеваем покрывать инфляцию.
Происходящее – нарастающий итог военного времени, следствие военной экономики. В первое время это незаметно, страна живет в прежнем ритме. Но, со временем, негативные процессы начинают нарастать, появляются проблемы с банками.
— Адекватны ли происходящему действия Нацбанка?
— Если подобные предложенным меры временны, вводятся одноразово – тогда это нормально. Но если такая практика на постоянной основе будет продолжаться в течение полугода, тогда – отрицательно. Результатом будут проблемы для бизнеса, для населения, это начнет блокировать многие финансовые потоки, идущие и в страну, и из страны. Инвесторы не захотят иметь с нами дела, глядя на то, что здесь происходит.
А в качестве «инъекции», одноразово – допустимо. Подобные меры должны быть сверх-краткосрочными, недельными, до месяца. Подобная практика в мире существует. Но, подчеркиваю, не на полгода или на год, как у нас это обычно бывает.
— Как, в таком случае, правительству бороться с последствиями войны?
— Сдерживать падение экономики всеми возможными и невозможными средствами. Для этого – изучить опыт других стран. Но многие государства, оказавшиеся в подобной ситуации, «падают на колени» и снова просят кредиты…
После того, как страна встанет на мирные рельсы, очень важно доказать инвесторам, что у нас произойдет развитие определенных отраслей промышленности, сельского хозяйства – того, что пополняет бюджет. Доказать, что мы на это способны. Нужно посмотреть, что мы имеем в «сухом остатке» после разгрома промышленности в восточных областях, и начинать ее возрождение.
Наверное, нужно пытаться брать долгосрочные кредиты под низкие проценты, ведь сейчас нам дают краткосрочные. А для их получения нужно продемонстрировать, что страна в состоянии погасить задолженности. Это – международная практика, до нас военный опыт проходили многие страны, начиная с Югославии.
Торговлей мы не спасемся. А сейчас в нашем «народно-хозяйственном» отчете именно торговля – на первом месте. Затем идет производство химических удобрений, на третьем месте – IT- технологии, и это неплохо. Туда и надо вкладывать. Нужно думать о будущем, стратегически мыслить. Лет, хотя бы, на пять вперед, не говоря уже о двадцати годах. Но для этого нужно быть стратегами.
— Если оценить действия нынешнего Кабмина применительно к вашим словам, какую «отметку» можно выставить по десятибалльной шкале?
— Это достаточно сложно. Думаю, средний балл, примерно «пятерку».