Быть ребенком в наше время – страшно: того и гляди заикой станешь. Стоит только на куклы современные взглянуть: если не вампир, то вурдалак, злодей, убийца… В лучшем случае – вульгарные «красавицы» или пошлые «мачо». О том, как современные игрушки влияют на детскую психику и до чего с ними можно доиграться, в интервью корреспонденту «ГолосUA»рассказала руководитель московского Центра психолого-педагогической экспертизы современных игр и игрушек, доктор психологии, профессор Елена Смирнова.
— Елена Олеговна, выбор игрушек сейчас – огромнейший, на любой вкус и кошелек. Как они вам?
— Подавляющее большинство детских игрушек, представленных сегодня на рынке, не отвечают потребностям детской игры и вообще детского развития. При всем огромном выборе полезных игрушек, рассчитанных именно на детей, – мизер. Производители сейчас ориентируются больше на вкусы взрослых. И пытаясь поразить и удивить их, придумывают какие-то немыслимые образы, механизмы, которые совершенно не нужны для детской игры. Большинство современных игрушек не способствуют детскому развитию. Недавно ведущие российские детские психологи провели экспертизу более тысячи детских игрушек, которые продаются в магазинах и на рынках. Более восьмиста из них отмели сразу – их даже показывать детям нельзя. А из оставшихся только половина получила право использовать маркировку «Детские психологи рекомендуют», которая была введена в России в 2009 году.
— А чем «плохие» игрушки могут навредить ребенку?
— «Плохими» могут быть по разным основаниям. Например, они могут быть просто страшные. Сейчас стало модно помещать детей в царство мертвых. Всякие вурдалаки, вампиры, ведьмы, скелеты – это современная детская субкультура в представлении многих производителей игрушек. Мы считаем это вредным и не нужным маленькому ребенку. Это может быть интересным для подростков, поскольку у них появляется уже стремление к черному юмору, они могут оценить подобные предметы и иронично к ним отнестись. Но когда маленький ребенок помещается в это загробное царство – это совершенно искажает его психику.
— Зачем же тогда придумывают и производят такие игрушки-ужастики?
— А чтобы их покупали. Это единственная причина, маркетинг. Чем игрушка страшнее – тем ее лучше купят. Мы во время экспертиз сталкивались с жуткими абсолютно игрушками, которые пользуются огромной популярностью. И сами продавцы это прекрасно понимают и говорят: да, игрушка страшная, отвратительная, я бы сам своему ребенку такую ни за что не купил. Но ведь другие покупают!
— С чем еще, помимо «кошмаров», играют современные дети?
— Игрушка должна обладать милым приятным образом, она должна быть рассчитана именно на ребенка и именно определенного возраста. На рынке же преобладают, в основном, взрослые образы. Если мы говорим о куклах, то это – красавицы с длинными ногами и волосами. Ребенок же, играя с такой «тетей», не может проиграть свой опыт и произвести на ней какие-то свои собственные переживания. Он может ее только раздевать, одевать, причесывать, что он и делает. И это, конечно, не игра как таковая, а просто манипуляция.
Потом еще чем грешат современные игрушки – это наличием всяческих технологических механизмов. Это встроенные чипы, когда игрушка сама говорит, танцует, поет, обнимается, в ней много функций. Но такая активность игрушки лишает ребенка собственной активности и сводит игру к потреблению информативных качеств этого механизма. И таких игрушек, которые сами делают за ребенка всю работу, — огромное количество. Ведь игра — это творческая деятельность, и ребенок сам должен оживить игрушку, научить ее говорить, говорить ее устами, отвечать ей – это все развивающая полезная деятельность. И когда мы предлагаем малышу говорящую куклу или машинку, мы убиваем всю его фантазию. Якобы облегчаем игру, но на самом деле блокируем развитие собственной воли и активности ребенка.
— Вам часто приходится сталкиваться с последствиями влияния таких игрушек на современных детей?
— Постоянно. Вследствие такого влияния игрушек у современных детей совершенно искажен образ человека. У психологов есть стандартный психологический тест, который помогает выявить представления ребенка об образе мира – по рисунку. И когда просишь семи-восьмилетнего ребенка нарисовать человека, некоторые из них рисуют таких чудовищ с рогами, с зубами, с копытами, без рук, без ног, что просто диву даешься. И это не персонаж какой-то, а это — че-ло-век – в представлении маленьких детей.
А главное последствие в том, что они плохо играют, они не умеют играть, игра сводится просто к манипуляциям: просто – ж-ж-ж-ж, машинку повез – и все. Куда он ее везет, кого он на ней везет, зачем он ее везет – это его не волнует. Он не вкладывает в это никаких смыслов. Или одевает и раздевает куклу. Одевает-раздевает – все. Это не игра. Такая игра в полтора-два года должна быть. А в 5-6 лет уже должна работать голова, фантазия включаться, смыслы какие-то должны быть. И во многом это следствие плохих игрушек.
— А возможно ли проследить динамику – как изменялись игрушки за последние десятилетия и менялось их влияние на детей?
— Куклы очень поменялись. Если говорить про образные игрушки, то раньше это были дети – куклы-девочки и куклы-мальчики. Потом где-то перекос пошел в гламур. Когда появились Барби, Кены и прочая такая гламурная розовая эстетика. А сейчас это инфернальный мир – ведьмы, вурдалаки, страшилища всякие.
— Кто основной производитель игрушек, которые нельзя давать детям, — Китай?
— Сейчас вообще такая интернациональная тенденция наблюдается, что одинаковые игрушки производятся и продаются в самых разных странах мира. Это, например, куклы длинноногие типа Барби — они везде продаются, и производят их тоже в самых разных местах. Но основной производитель, конечно, по количеству — это Китай. Но там бывают и очень неплохие игрушки, а бывают просто ужасные. Так что здесь тоже не все однозначно. Хотя уверенно могу сказать, что лучшие игрушки делают в Германии. Германия – это вообще страна игрушек. Там и международные выставки игрушек потрясающие,и музей игрушек превосходный, и там тщательно отслеживают качество.
— А насколько развивают детей современные развивающие игры?
— Сложно сказать, что именно многие из них развивают. Многие путают, и обычно под развивающими понимают обычные обучающие игры – те, в которых есть какие-то буквы, цифры, информация. На самом деле с психологической точки зрения это совсем не развитие. Научить читать и писать трехлетнего ребенка – далеко не самая главная задача его развития. А главное – играть с ним, чтобы развивать воображение, фантазию, общение, самосознание. Все эти глубинные психологические вещи формируются именно в игре. А для этого и нужны игрушки.
— Какая, на ваш взгляд, идеальная игрушка?
— Все зависит от вида игры и от возраста. Для 2-3-летнего она одна, для 4-летнего — совсем другая, для 5-летнего – еще какая-то. Кстати, четкое определение возрастного адресата конкретной игрушки – очень важная задача. Ведь очень часто малышам дают игрушки, которые хороши для младших школьников или подростков. И они просто не в состоянии их адекватно воспринимать.
— Как влияют на детей игры на различных мобильных устройствах, компьютерах?
— В игры на мобильнике, компьютере современные дети начинают играть уже с двух лет, и это очень плохо влияет на их развитие. Эти устройства разобщают детей, прежде всего. Типичная картина: собираются дети на день рождения или детский праздник – они берут телефоны, рассаживаются по углам и каждый в своем углу играет в игры на мобильнике. Или, если это один какой-то планшет, они из-за него дерутся. То есть они не могут организовать какое-то совместное занятие, они уходят в виртуальный мир, и это для них самое интересное и самое важное занятие. А как результат — замкнутость, отсутствие собственной воли, если хотите. Ведь эти игры блокируют фантазию и активность ребенка. Из-за этих игрушек последующее поколение может быть менее психологически здоровым. Хотя многое зависит и от количества времени, уделяемого таким игрушкам. Если это полчаса в день, то не страшно. Но когда уже возникает зависимость¸ то это уже патология.
— И что же делать?
— Делать хорошие игрушки и учить детей играть. Играть в обычные, традиционные, не навороченные игрушки, которые требуют обязательно включения ума, души, фантазии и участия взрослого.