Согласно данным независимого исследования, проведенного представителями американской мониторинговой корпорации "AmericanSeaPortsAuthorities", большинство украинских морских и речных портов пришли в полный упадок и не могут соответствовать даже минимальным международным функциональным требованиям. Как отмечают эксперты, чтобы возобновить объемы работы портовых предприятий нашей страны времен СССР, Украине понадобится не менее 25 лет и более 4 миллиардов долларов. Насколько это действительно так и какой реальный выход существует из сложившейся ситуации, "ГолосUA" поинтересовался у члена Коммунистической партии Украины Евгения Царькова
— Евгений, в условиях мирового кризиса основные клиенты украинских портов либо сокращают объемы производства, либо вообще приостановили свою работу. Из-за снижения грузопотока страдает и вся портовая структура в целом, и портовики в частности. Каким коммунисты видят выход из сложившейся ситуации?
— Необходимо отменить стратегию государства на продажу портовой инфраструктуры. Например, одно из крупнейших некогда предприятий Одесской области – Рыбный порт, отданный на откуп олигарху Коломойскому, превратился в небольшой частный терминал, где иногда можно купить рыбу. Получается, что приватизируется наиболее выгодные отрасли порта, а сама земля, навигационные структуры, береговые укрепления – то есть самые затратные сферы – остаются в ведении государства. Сейчас власти предлагают из государственного бюджета, а точнее, из нашего с вами кармана, брать деньги на восстановление причалов и грузовых линий, а здания портов, складские помещения отдать в частные руки. То есть минимизировать свои расходы. Такая попытка уже предпринималась и при президенте Кучме, и при «оранжевых», такая попытка предпринимается и сейчас. Олигархические кланы, которые ставят у руководства портов своих людей, заинтересованы в получении крупной прибыли, им нет дела до того, что разваливается инфраструктура. В частности, в советское время одесский морской вокзал работал практически круглосуточно – погрузочно-разгрузочные работы проводились и в час ночи, и в четыре утра. Сегодня же и этот порт, и все остальные превратились в порты стран третьего мира. Осуществляется преимущественно вывоз руды и древесины, и больше ничем портовое начальство не занимается. А ведь известно, что это – не самая рентабельная часть комплекса морского хозяйства. Те же Эмираты и Сингапур делают ставку на контейнерные, мелкотранспортные и автомобильно-паромные перевозки – то, на чем ранее специализировались наши порты. Что касается позиции КПУ в этом вопросе – хочу заявить: мы настаиваем на том, чтобы портовые структуры находились в ведении государства, а не кучки олигархов.
— А есть ли для этого у КПУ реальные рычаги?
— Есть только политическая воля, и это является самым главным рычагом. Мы должны понимать, что этот же вопрос нужно адресовать народу – как голосуем, так и живем. Любая инициатива должна быть поддержана массами. Так как порты в прямом смысле слова дерибанят под разными флагами – и «оранжевые», и «сине-белые», становится ясно, что ворон ворону глаз не выклюет. К сожалению, в нынешнем парламенте добиться воплощения инициативы Компартии будет сложно. Однако в будущем избиратель должен понять: если не будет смены политической системы, порты будут уничтожены окончательно. Примером здесь может послужить порт Рени, который практически закрывается, примером является крах последнего пароходства – Дунайского. И только Компартия во главе с ее лидером Петром Николаевичем Симоненко официально заявляет, что так дальше продолжаться не может. В свою очередь олигархи всех мастей делают все возможное, дабы эту позицию нивелировать.
— Как вы полагаете – сможет ли введение в действие Закона Украины «О морских портах» спасти портовую инфраструктуру?
— В том виде, в котором его представили разработчики от партии власти, – нет. В этом законе олигархи хотят разделить портовое хозяйство на «вершки» и «корешки». Иными словами — все затраты повесить на государство, а прибыль присвоить. Как таковые, порты на карте останутся, чтобы народ не бунтовал, госпредприятиями. Например, порты Ильичевск и Южный отдают детские сады, школы, больницы, санатории и базы отдыха местным громадам, которые и без того бедствуют, а контроль над самым дорогим – прибылью от транспортировки грузов – олигархи оставляют себе.
— На днях Европейский банк реконструкции и развития объявил о намерении наращивать инвестиции в реформу портов Украины. Не попадет ли наша страна в очередную финансовую зависимость от Запада?
— Однозначно попадет. Если, например, Сбербанк России предложит вложить деньги в порт Вашингтона, американские службы государственной безопасности не дадут этого сделать. Никакому банку, будь то российский или украинский, не позволят спонсировать стратегические предприятия США. Украина же такую возможность допускает. Нужно запомнить главное: просто так деньги никто не раздает. Брать в долю иностранные предприятия – преступно, поскольку под угрозу ставятся национальные интересы.