Всемирная организация здравоохранения намерена признать интернет-зависимость психическим расстройством. Готовится новая Международная классификация болезней МКБ-11, куда должны включить и эту проблему. Такой диагноз будут ставить зависимым от селфи, онлайн-игр и соцсетей. О том, могут ли помочь лекарственные препараты интернет-зависимым людям, корреспондент ГолосUA узнавала у старшего научного сотрудника Института психологии им. Костюка НАН Украины Елены Виноградной.
-Елена, как часто украинские психологи сталкиваются с Интернет-зависимостью?
—К сожалению, в Украине нет такой официальной статистики. Проводятся разные исследования по поводу социальных сетей, селфи. Этим занимается наш институт, а также Институт социальной и политической психологии, некоторые студенты и аспиранты исследуют эту тематику. Это — достаточно популярная, «модная» сегодня тема. Но общих данных по Интернет-зависимости нет.
-Около 10% пользователей Интернета являются веб-зависимыми. Нужно ли их лечить медикаментозно?
—С моей точки зрения, все же не нужно. Для преодоления этой зависимости, в первую очередь, необходимо разбираться с внутренним миром человека. Ответить на вопрос, почему развилась такая тяга к нереальному, виртуальному. То есть — работать с личностью, а не давать какие-то таблетки, которые, на мой взгляд, не дадут ожидаемого эффекта.
-Какие категории людей наиболее уязвимы для различных видов веб-зависимости — селфи, соцсетей и т.д.?
-Разные люди «подсаживаются» на различные разновидности Интернет-зависимости. Пристрастие к селфи развивается у тех, кто болезненно стремится к самоутверждению. Это приводит к тому, что человек практически всегда хочет продемонстрировать, где он бывает. Что свидетельствует о завышенной или, наоборот, заниженной самооценке. А также попытках жить не своей жизнью, подражать какому-то кумиру, например. Если говорить об онлайн-играх или соцсетях — в «группе риска», к сожалению, дети и подростки. В основном те, кто уже с малых лет проводит много времени в Интернете, и родители этого не запрещают. Интернет очень «затягивает» детей, реальная жизнь при этом заменяется виртуальной. В «реале» им тяжело контактировать с людьми, они часто имеют друзей лишь в «виртуале». Такая жизнь может привести к различным психическим отклонениям.
-К каким, например?
-К усугублению проявлений аутизма или даже к шизофрении, маниакально-депрессивному психозу. Существуют исследования, по результатам которых у людей, проводящих много времени в Сети, чаще рождаются дети с аутизмом. В случае, если уже установлен психиатрический диагноз, когда появляются галлюцинации, нарушения сна, депрессия — это лечится уже медикаментозно, в зависимости от симптомов. Но никаких «таблеток» от Интернет-зависимости быть не может. При этом у большинства людей возникает разная симптоматика, выливающаяся затем в разные психические отклонения. У кого-то возникает повышенная возбудимость, у других психические процессы замедляются. Диапазон очень велик, ко всем пациентам нужно подходить индивидуально.
-Как вести себя родителям, чтобы ребенок не «подсел» на Интернет?
-Родители часто допускают большую ошибку: с раннего возраста включают детям какие-то мультики, фильмы, игры на компьютере. Подменяя непосредственное общение с ребенком планшетами и другими гаджетами. Если это становится нормой — риск, что ребенок станет Интернет-зависимым, очень велик. Для того, чтобы подобного не допустить, нужно гулять с ребенком, водить его на интересные экскурсии, помочь выбрать хобби, общаться со сверстниками.
-Если проблема все-таки возникла, куда обращаться?
-Во-первых, к психологу. Но если он уже не в силах помочь — к психиатру. Рекомендую также резко ограничить или вообще запретить использование любых гаджетов. Некоторые родители вообще отказываются от компьютеров и телевизора дома. В принципе, это работает.
-Но зависимых, если говорить о взрослых, лечат только в случае, когда человек этого хочет сам…
-Ребенок не может самостоятельно принять такое решение. Поэтому родителям нужно быть настойчивыми. По поводу взрослых — с Интернет-зависимыми должен работать психолог, чтобы помочь человеку осознать, что у него существует серьезная проблема.