Валерий Зенов
14:12 25/11/2012

Эксперт: Отравления в школах и детсадах — это недостаток финансирования и случайные люди в системе

Питание в школах и детских садиках все более на слуху из-за случаев массового отравления. Работники сферы школьного питания об основных причинах отравлений говорят просто: недостаток финансирования и случайные люди в сфере обслуживания. Во-первых, государство не хочет выделять средства, чтобы достойно оплачивать каторжный труд поваров, усовершенствовать оборудование на кухне и т. д. С другой стороны, все чаще в сферу питания приходят частные структуры с целью легкой наживы и без мысли о здоровье детей и вытесняют специализированные предприятия, где работают профессионалы, которые просто не смогли бы давать детям некачественные продукты. Работники сферы школьного питания жалуются, что общество недостаточно информировано о проблемах питания детей в школах и детсадах, иначе тогда было бы больше сделано для развития этой сферы.

Об этих и других проблемах в сфере школьного питания мы поговорили с директором КП «Школьник» Екатериной Шестаковой.

— Расскажите, с чем связано такое большое количество отравлений в детских садах и школах в последнее время в Украине?

Отравления, которые бывают в регионах Украины, особенно часты в Крыму и южных областях. В центральных районах, где, скажем так, более высокий уровень цивилизации – там меньше отравлений.  Это в первую очередь связано с финансированием стоимости обеда. Потому что цена  школьного обеда в Киеве – 7 гривен – это еще большая цена. А в других регионах есть обеды по 3 гривны, 4 гривны.  И цена эта недостаточна для того, чтобы покрыть все расходы предприятия,  которые оно должно нести для приготовления пищи.

Соответственно, если предприятие к этому добросовестно относится и существует ответственность – это, например, мы наблюдаем в таких больших городах, как Киев, Чернигов, Прилуки, Сумы – в этих городах очень ответственно подходят к детскому питанию. И, соответственно, проверка идет: каждый сотрудник обязательно проходит медосмотр, обязательно соблюдается режим мытья посуды, овощей, фруктов и т. д.

Все проблемы зависят от недостатка денег. Если идет нормальное финансирование, нормальная зарплата и повар в школьной столовой, повар садика обеспечен всем необходимым, тогда проблем гораздо меньше. Может стоить предусмотреть это отдельной статьей финансирования. Ведь у нас стоимость обеда определяется как: по стоимости набора продуктов для обеда.  Это все равно, что работу журналиста оценить по стоимости бумаги. Вот вам дали пачку бумаги на день и считают, что это ваша зарплата. Вот сейчас у нас так, сырьевой набор стоит 7,50 грн и обед у нас стоит 7 гривен.

— То есть, в эту сумму — 7 грн за обед включено абсолютно все? Не только стоимость продуктов, но и, например, обслуживание оборудования, закупка спецсредств  для работников кухни и т.д.?

Конечно. И мы сейчас работаем над тем, чтобы эту проблему поднять и хоть что-то изменить. Но фактически у нас нет даже информационного какого-то издания, агентства, передачи на ТВ, которая бы учила, как правильно питаться. И не просто вот эти вот рекламы пускать по ТВ, а сделать что-то общеобразовательное. Мы пытались организовать показ специальных передач, где мы могли бы рассказывать о пользе тех или иных продуктов и доносить до родителей информацию, на что нужно обращать внимание для нормальной жизнедеятельности ребенка.  В том числе, можно было бы показывать, как стоит вести себя повару  на предприятии, как повести себя руководителю школьного предприятия.  А у нас что: показывают «пекельну кухню» или шоу про суперрестораны. Для наших детей, для украинской семьи должна быть простая пища, которая  выращена в этом регионе, с привлечением особых методов приготовления, для того чтобы были здоровы дети, семьи. И ребенок должен знать, что ему не нужны чипсы или газировка, а он должен понимать, что  он кладет в рот.  У нас в рекламе выходит парень с пивом, чипсами, такой красивый. А вы видели, чтобы в рекламе выходил парень с котлетой, с пюре или с летним салатом – и после этого ему на руки падали бы красивые девушки. Такого нет.

Что мы имеем в учебном заведении – мы доверяем детей в руки поварам, и фактически общество отвернулось от этой проблемы. Мы смотрим с точки зрения «давайте покритикуем и обольем грязью». В СССР это были специализированные предприятия.  Повара только этим и занимались. А сейчас при нехватке средств на питание государство предлагает поварам: ищите работу! Это что значит, повар, отбросив кухню, оставив детей, должен жарить пирожки и продавать их на улице, для того чтобы покрыть свою зарплату? Или  какой еще выход, если это специализированное предприятие?

— Я так понимаю, что государство как будто совсем отстранено от этой проблемы, хотя речь идет о здоровье детей?

Правильно, в том то и дело.  Перед выборами я обращалась ко всем политическим лидерам, что у нас есть такая проблема. Весь мир ставит эту проблему первой, а у нас она на последнем месте. У нас в школьной столовой повар получает 1,5 тыс. грн в месяц «грязными». И мы говорим, что в столовой работает неизвестно кто. Это неправильно. Эти люди герои, которые в 5 утра приходят на работу, вручную обслуживает 400 детей и более. И туда не найдешь человека. Вот любой человек захочет прийти – два дня там поработает и больше не захочет. Это каторжный труд. А санитарные службы следят очень строго. Поэтому эти все отравления — они из-за недостатка финансирования и случайных людей, которые попали в эту систему.

— Вы говорите, что отравления чаще всего в южных областях фиксируются. Может быть, это связано с климатическими особенностями?

Вот у меня спросили недавно — назовите острую проблему в сфере школьного питания. Сегодня каждая школа нуждается в морозильном ларе. Каждая школа должна иметь этот ларь. Но далеко не у каждой украинской  школы  есть хотя бы один ларь. А ведь нужны отдельные морозильные лари для мяса, для рыбы, для фруктов, овощей. А если отремонтировать холодильник, которому 40 лет, — за это уже практически никто не берется, потому что нет ни запчастей, ни инструментов ничего.  И приходит слесарь и говорит: извините,  эти запчасти могу взять только на базаре или еще где-то. Где предприятие может взять эти деньги?

— Ну, по логике, у государства…

Ну вы понимаете, что этого не происходит. Нужен резонанс, чтобы эта проблема была на слуху у родителей, тогда были бы возможно какие-то результаты.

— Может, когда количество отравлений достигнет критической точки…

Вы знаете, думаю, не достигнет. Хотя в некоторых регионах ситуация с питанием в школах критическая. Возьмем, например, случай отравления в Днепропетровской области. Там пришла обслуживать детское питание какая-то коммерческая структура. Насколько я получаю информацию, там предприятия, специализированные по детскому питанию, выгоняют с рынка, просто закрывают. А приходит случайный человек, который  хочет иметь прибыль. Но одно дело, когда предприятие специализированное, это его направление, его руководитель в этом профессионал. А когда приходит человек по легкому заработать. Столько миллионов идет. Ведь человек же не считает, как они расходуются. Он считает – 5 млн грн в год идет на питание. А что с этих 5 млн? Для того, чтобы заплатить зарплату повару и помощнику – нужно сделать 500 обедов в день. Это только на зарплату двух человек и все. Соответственно, частник посчитал и думает: «Ах, ребята. Это ж я влип!». И сразу начинает рассуждать, где найти продукты подешевле и прочее. А профессионал никогда не даст ребенку плохой продукт. Он через себя переступит, но не даст.   

Читайте также по теме