Как будут дальше развиваться израильско-украинские отношения? Каковы сроки введения Зоны свободной торговли? Об отношении официального Иерусалима к событиям на Донбассе, методах борьбы с терроризмом, а также о реальном положении дел на Ближнем Востоке в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал посол Государства Израиль в Украине г-н Элиав Белоцерковский.
— В отношениях Израиля и Украины нет серьезных противоречий, они развиваются динамично и около месяца назад Президент Украины Петр Порошенко посетил вашу страну с официальным визитом. Как в Израиле оценивают этот визит?
— Украина для Израиля – это не «еще одно государство». Связь между нашими государствами особенная и базируется она на общем культурном наследии, на общих страницах истории еврейского народа, который испокон веков жил рядом с украинским народом, но не все страницы этой истории были светлыми. Тем не менее, наши народы действительно очень близки и это, я думаю, замечательный фундамент для дальнейшего развития отношений между Израилем и Украиной. По нашей статистике, сегодня в Израиле проживает около 500 тысяч выходцев из Украины, и это не считая тех, чьи родители приехали из вашей страны. Поэтому визит Порошенко стал индикатором того, насколько эти отношения действительно важны для обеих сторон. Во всяком случае, для израильской стороны они очень важны.
— А что касается зоны свободной торговли, то, как в этом направлении продвигается процесс?
— Вы затронули один из самых важных вопросов, и мы начали переговоры в день визита Президента. Это уже второй раунд, первый начался два года назад, но из-за событий, которые происходили в Украине, раунд прошел, но не было никакого продвижения. А сейчас мы начинаем более активную работу и очень надеемся, что до конца этого года сможем подписать соглашение о ЗСТ с Украиной. На сегодняшний день наш товарооборот составляет около 800 миллионов долларов и это меньше, чем в прошлом году. Хотя, что интересно, хочу заметить, спад оборота произошел за счет израильского экспорта в Украину, а украинский экспорт в Израиль повысился на 4%. И главным образом причина этому – очень большая девальвация валюты, которая произошла в Украине за последний год.
— Вы говорите о связи между Украиной и Израилем, Почему же Израиль не поддержал санкции против России ввиду нынешней ситуации на Донбассе?
— Мы не поддержали санкции против Российской Федерации по двум причинам. Израиль, как страна сама страдающая от санкций, не считает, что санкции являются той мерой, которая может привести к разрешению конфликта. Это принципиальная позиция Израиля. Поэтому мы и не присоединялись к этим санкциям. Во-вторых, с Россией мы стараемся поддерживать хорошие отношения, но на 100% поддерживаем территориальную целостность Украины, мы не раз об этом заявляли и наша позиция в этом остается неизменной. Тем не менее, с Россией у нас есть очень важные интересы, которые мы не можем ставить под угрозу.
— Буквально на прошлой неделе Израилем было принято решение о закрытии посольства в Минске, и теперь белорусы за консульскими услугами будут вынуждены обращаться либо в посольство Израиля в Москве, либо в Киеве. Не ожидаете ли вы нагрузки в связи с этим?
— Что касается закрытия посольства Государства Израиль в Беларуси – это было сделано из финансовых соображений и, к нашему большому сожалению, нужно было также закрыть и несколько дипломатических представительств в Израиле. Это решение нашего руководства и я не могу комментировать – хорошо это или плохо. Это, наверное, плохо, но ничего здесь не поделаешь.
— Как показывает статистика репатриации в Израиль, граждане Украины в процентном соотношении бьют своеобразный рекорд по количеству уехавших. Какова сегодня ситуация с эмиграцией из Украины?
— Из Украины была действительно большая волна репатриации в 2015 году, тем не менее, это не самое большое количество репатриантов. Больше всего в Израиль приехало репатриантов из Франции. Подавляющее большинство украинцев, которые переехали в Израиль, это люди, жившие на востоке вашей страны – в Луганской и Донецкой областях, которые, как и все очень сильно пострадали от конфликта.
— Недавно прозвучало заявление Посольства Украины в Государстве Израиль, что к израильским компаниям, ведущим торговлю с аннексированным Крымом, возможно также применение санкций. Как это заявление комментируют в самом Израиле?
— У нас очень четкая позиция по Крыму и мы постоянно распространяем информацию о том, что те компании или физические лица, которые въезжают в Крым не по украинским законам и ведут там бизнес – совершают преступление. И с таким положением дел подавляющее большинство людей в Израиле хорошо знакомо. Но, как и в Украине, в Израиле также существует демократический строй и эти компании не подчиняются указаниям правительства Израиля и каждый несет персональный риск и ответственность и контролировать всех на 100% очень сложно.
— Израиль неоднократно заявлял, что конфликт в Украине необходимо решать дипломатическим путем. Но вместе с тем, Израиль использует силовые методы с палестинскими террористическими группировками. Как Украине, в таком случае, поступать с ЛНР и ДНР?
— Мы ведем борьбу с некоторыми палестинскими группировками силовыми методами, но при этом с палестинской администрацией мы стараемся вести переговоры. И это не наш выбор – иного выхода у нас просто нет. Все это используется для самозащиты. В 2005 году мы полностью вышли из сектора Газа и та власть, которая пришла в сектор («Хамас», — Авт.) раз за разом бомбит территорию Израиля и вести с ними переговоры невозможно — они нас не признают, не признают Израиль и наше право на существование. Что касается Палестины, то на данном этапе вести переговоры с ними нелегко и как таковых переговоров сегодня нет. Но мы надеемся на их возобновление в ближайшем будущем.
— Ваша каденция в Украине длится уже 1,5 года и зафиксировано ли за это время вами и посольством какой-либо рост антисемитских настроений в нашей стране?
— Как и в любой другой стране в Украине время от времени также есть антисемитские настроения. Я очень надеюсь, что когда-то от этого мы избавимся, но на данном этапе мы с этим сталкиваемся. Если же сравнивать Украину с другими европейскими странами, то эти проявления происходят гораздо реже и их характер носит больше хулиганский оттенок, чем какой-то системный, как это проявляется в других странах.
— Что касается трудоустройства украинцев в Израиле: страна развивается большими темпами. Скажем, есть масса строек, где наши рабочие могут быть востребованы. Планирует ли Израиль привлекать рабочих строительных специальностей?
— Были проведены интенсивные консультации с Министерством социальной политики Украины и достигнута договоренность. Сейчас с обеих сторон происходит необходимые бюрократические процедуры, чтобы утвердить достигнутые договоренности. Я думаю, что это вопрос недель, пока начнется практическая работа по имплементации этих договорённостей.
— Завершая наш разговор, нельзя обойти и конфликт в Сирии, соседом которого является Израиль, а также иранской ядерной угрозы…
— Иран является угрозой не только для себя, но и для всего международного сообщества. Наша страна категорически считает подписание ядерного соглашения большой ошибкой, потому что это освобождает ресурсы для поддержки Тегераном терроризма. Иран — это мощная страна. У них очень хорошие ученые, и если они захотят, то точно смогут завершить свою ядерную программу. Что касается Сирии, Израиль абсолютно не вмешивается в события в стране и не «играет в эту игру», а только следит за ней. Мы можем только надеяться, что там будет какое-то урегулирование, и у сирийского народа будет то правительство, которое сможет дать лучшие возможности для жизни.