Во время съемок передачи «Добро пожаловать» на телеканале Украина, «ГолосUA» удалось пообщаться с Федором Бондарчуком — о жизни и о династии.
«Я ЧАСТО ПОЛУЧАЮ ЗНАКИ»
Знаю, что во время вашего последнего визита в Канны, с вами приключилась какая-то история, связанная с вашим рождением…
— Мой папа в момент моего рождения был на Канском фестивале. И в этот раз, когда я был в Каннах, я жил в том же номере, в котором когда-то мой отец узнал о моем рождении. Я сразу набрал маму и сказал: «Мам, знаешь, 44 года назад позвонили твоему мужу и сказали, что я родился, когда он был именно в этом номере». К слову, я часто получаю знаки от жизни. Сначала меня это удивляло, а теперь радует.
— Быть сыном такого великого человека тяжело?
— Да, это очень тяжело. Многие говорят: «Вам было легче, чем остальным». Ну почему легче? Где логика. Наоборот, было сложнее. Вот пример: у нас был курс на режиссерском факультете. И вот я, еще ничего особо не умеющий первокурсник, выхожу не подготовленный! А кругом — папины товарищи. Ничего хуже этого не было — ответственность двойная! Если бы я был у какого-то другого режиссера, может, все проходило бы как-то иначе, а у меня все прошло как в тумане. Это страх ужасный!
— Отец много времени уделял вам в детстве?
— Нет, он был очень занят. Он работал с утра до вечера. И потом не было у меня воспитания по книжкам детской педагоги – только его личный пример. Я видел, как он живет, его отношения с мамой. Мы один раз с сестрой пошутили неудачно. Родители вернулись с премьеры. А мы маме в цветы положили записочку с телефоном. Мама была и есть невероятной красавицей. Насколько это была неудачная шутка, мы поняли только потом, когда увидели результат…
— Дедушкой уже готовы стать?
— Что вы! Хотя мне нравится, когда за границей все думают, что Сережа не сын, а парень Светланы. Светлана очень молодо выглядит. Так и я буду тогда ходить со своим внуком, как со своим сыном.
— Кто для вас жена: любимая, близкий человек, друг?
— Надежный друг, прежде всего. И это дорогого стоит.
«РЕЖИССЕРОМ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ, ЧЕМ АКТЕРОМ»
— У вас очень богатая фильмография. Есть какая-то роль, которая стала точкой отсчета актерской профессии?
— Точкой отсчета — не знаю. Я в пути нахожусь. Могу сказать, что есть роли, за которые мне стыдно. Их не так много. Это, скажем, небольшая роль у Дмитрия Месхерева "Тиски" Валеры Тадаровського, "Два дня" Доны Смирновой, "Белая гвардия" Снежкина, "Шпионских роман", который только что вышел…
— Вы, как режиссер, лояльно относитесь к молодым актерам?
— Для меня главное — артисты на площадке, а не группа. Я их стараюсь оберегать. Обижаться на артистов нельзя. На меня многие обижаются, но они просто не слышат, что я говорю. Это не плохо и не хорошо. Это просто общечеловеческий критерий и артистам он не подходит. Они дети. Я не удивлюсь, если артист, когда будет рожать его любимая, побежит на спектакль, на репетицию. Это другие люди, другой мир и другое мироощущение.
— Кем быть интересней: актером или режиссером?
— Режиссером, конечно же!
— Работая режиссером, а затем, попадая на площадку как актер, вам сложно воспринимать команду другого режиссера?
— Сложно. Ты внутри себя должен сразу расставить точки над «і». Если не доверяешь режиссеру, это все плохо заканчивается. Это полный разлад внутри и на площадке. У меня было такое. Я не хочу приводить примеры. Лучше, конечно…
«ОБ ОСКАРЕ МЕЧТАЮ»
— Какую роль в вашей жизни сыграл фильм "9 рота"?
— Главную! Я шесть лет к нему шел. В этой истории было много посланий, знаков. Различные девятки, у меня номера совпадали. В общем, невероятное количество совпадений. К тому же, наверное, это лучший период в моей жизни. Я снимал фильм о товарищах, о братстве, юношеском максимализме и любови, товарищеской любви, которая возникала на площадке здесь и сейчас. И когда я предупреждал, понимая, что будет разрыв аорты в финале. Я сказал: "Слушайте, вы понимаете, что вы существуете в рамках? Это государство закончит свое существование. Вы готовьтесь, потому что будет очень сильное похмелье после съемок ". Так оно и случилось…
— А вы изменились после того, как этот фильм был закончен?
— Я изменился после "Обитаемого острова". Не бывает одинаковых картин, не бывает одного пути. На самом деле, я в большей степени благодарен тому "Острову", ибо пройти 222 съемочных дня и не умереть на этой картине …
— Некоторые актеры настолько вживаются в роль, что им тяжело выйти из образа. А с режиссерами такое бывает?
— Хороший вопрос. Я все на "Острове" хотел поймать ощущение «9 роты». Может, я его даже пытался сконструировать. С каждым фильмом совершенно другие ощущения и другой опыт. И поэтому нельзя использовать то, что было наработано ранее.
— Говорят, плох тот солдат, который не мечтает быть генералом. Мечтаете об "Оскаре"?
— Да. И хотя очень многие начали критиковать эту премию, до сих пор она остается эталоном высокого качества.