Активная пропаганда вакцинации в последнее время, к сожалению, не приводит к ожидаемому результату — увеличению иммунной прослойки населения. Отсутствие вакцин в лечебных учреждениях Украины «бьет» в первую очередь по детям. Ведь именно они, согласно календарю прививок, вакцинируются чаще всего. О причинах и последствиях этой проблемы, а также — о путях ее решения корреспондент ГолосUA беседовала с доцентом кафедры детских инфекционных заболеваний и детской иммунологии Национальной медицинской академии последипломного образования им. Шупика, главным внештатным детским иммунологом Киева Федором Лапием.
— Федор Иванович, в СМИ появилась информация, что в Киеве будут принимать детей в дошкольные учреждения без прививок. Якобы, есть соответствующе решение КГГА. Возможно ли это?
— Возможно, это инициатива Департамента образования и науки. Ведь у нас в законодательстве существует определенная коллизия: ответственность за прием воспитанников в учебные учреждения лежит на их руководстве. И оно же отвечает за безопасность пребывания учащихся в детском коллективе. Эта норма вступает в противоречие с законодательством Украины об инфекционных заболеваниях, поэтому возможны юридические споры. Но существует и другая проблема: мы не можем исполнить статью закона в отношении защиты населения от инфекционных заболеваний по очень простой причине. Сегодня в Киеве, как и в целом по Украине, отсутствуют вакцины АДС и АДС-М (ассоциированные дифтерийно-столбнячные вакцины — ред.). Эти препараты используются для вакцинации и ревакцинации (повторной прививки — ред.) детей за счет государства в 6 лет, а также в более старшей возрастной группе. В результате многие дети не привиты. Поэтому органы исполнительной власти должны дать какие-то разъяснения, как поступать работникам образования и медикам в период, когда наблюдается дефицит вакцины.
— Почему отсутствуют эти препараты?
— Проблема в том, что еще в июне 2014 года у вакцины российского производства, которую мы раньше использовали, закончился срок регистрации. И она не может быть перерегистрирована, потому что не отвечает требованиям, которые Украина на сегодняшний день имеет к вакцинам. Ситуация никоим образом не связана с существующим межгосударственным конфликтом, просто стали более жесткими требования к регистрации вакцинальных препаратов, они должны иметь GMP-сертификацию.
— Но ведь российскую вакцину можно заменить?
— Для других вакцин наш рынок еще не открыт. Есть определенные процедуры, которые нужно обеспечить, чтобы эти вакцины закупить.
— А средства на это есть?
— Да, деньги есть, но купить мы ничего не можем. Надеемся на закупки через международные организации. К сожалению, ни один новый закон не может исправить ситуацию. Во-первых, многие европейские вакцины слишком дороги. Во-вторых, поставщики не всегда готовы обеспечить наши потребности. Вакцины должны резервироваться на производстве минимум за 6 месяцев. Поэтому дистрибьюторы, заинтересованные в продажах в Украине, должны за полгода заявить производителю, что им необходимы, к примеру, 200 тыс. доз препарата, чтобы продать на государственных тендерах или на частном рынке. Продавцу это должно быть выгодно, невозможны такие ситуации, когда он резервирует вакцину, а у нас или денег нет, или какие-то другие проблемы возникли. При таком положении вещей возникает ситуация, что даже нечего купить.
— По поводу обеспечения роддомов вакциной БЦЖ: какова ситуация с ее поставками?
— Сегодня вакцина БЦЖ в роддомах отсутствует, мы ждем ее закупки или хотя бы перераспределения. Например, Черниговская область готова в Киев передать 2600 доз, но это очень мало, такого количества хватит примерно на неделю. Поэтому черниговские вакцины пойдут в поликлиники. В то же время, законодательство Украины предусматривает вакцинацию против туберкулеза за счет централизованной государственной закупки.
— Каких еще вакцин сегодня нет в государственных лечебных учреждениях?
— Все остальные вакцины есть, но их количество ограничено. Запасов осталось примерно на полтора-два месяца.