Всем хочется слышать и дышать полной грудью. Однако чудесной пилюли от всех недугов сразу человечество еще не придумало. Как сохранить дар слуха, голоса и дыхания, корреспонденту ГолосUA рассказал ученый, хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор, академик АН ВШ, залуженный деятель науки, лауреат государственной премии Федор Тышко.
— Федор Алексеевич, в народе говорят, что когда болит горло, – то проблема вызвана тем, что человек сам себе наступил на него, чего-то не разрешает себе. Учитывая ваш многолетний опыт, хотелось бы понять, действительно ли психология и болезни так тесно связаны?
— Есть соматические заболевания тела и есть душевные заболевания. И если болезнь не генетического происхождения, то душевные заболевания приобретаются в результате всяких неурядиц, которые происходят в обществе, в первую очередь, в семье, в своем личном здоровье. Все это находится под контролем высшей нервной деятельности, и рано или поздно, наступает в какой-то мере сшибка, по выражению лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова. Поэтому когда болит тело, болит и душа. К примеру, есть заболевание — храп. Оно проявляется, когда человек спит – днем или ночью. Есть физические причины – нарушение носового дыхания, заболевание мышц лица, шеи, когда челюсть отвисает, западает язык, и начинается нарушение дыхания. К этому присоединяется храп, а к храпу присоединяется со временем ночное апноэ – остановка дыхания. И чем чаще останавливается дыхание, тем в более критичном состоянии находится больной. В итоге восстанавливаем носовое дыхание, устраняем проблемы физического характера, а человек продолжает какое-то время храпеть с остановками дыхания. Был такой ученый Ухтомский, который доказал, что в коре головного мозга создается доминанта, которую впоследствии назвали «доминанта Ухтомского». Так вот, уже все причины врачами устранены, а люди продолжают спать так, как спали. Дыхание восстанавливается, храп и ночное апноэ постепенно исчезают. В исключительных случаях прибегают к хирургической ликвидации храпа, но это крайние меры. Психическая травма лечится тяжелее, чем физическая. Возьмем, к примеру, острое воспалительное заболевание горла, которое является чаще составной частью ОРВИ. Внедрилась инфекция, человек начал болеть, потом появляется насморк, ларингит, трахеит, бронхит, и разворачивается болезнь во всю свою мощь. Так, между прочим, начинается грипп. Но каждый человек по-разному переносит это заболевание – и физически, и психически. Есть болезни, которые находятся далеко от глотки, например, гортанный рефлюкс, когда желудочный сок имеет обратное движение. Вылечили болезнь, а следы и реакции остаются. Скажем, есть еще такая ситуация. В семье у кого-то обнаружили злокачественное образование горла. К сожалению, это распространенная онкология. Лечили, не дай Бог, человек умирает… и после этого члены этой семьи при малейшей боли в горле внушают себе, что это злокачественное образование, и ходят по всем врачам, доказывают, что у них там опухоль, и их очень трудно в этом переубедить. У людей возникает мания, идея фикс, и, как говорил Крылов, «колом ее не вышибить».
— Врач, получается, должен быть и психологом?
— Когда к врачу приходит пациент, он не смотрит только нос и глотку. Он изучает его, как только тот открыл дверь – как он посмотрел, как он улыбнулся, или, наоборот, — сделал из себя чрезвычайно серьёзного или обиженного. Потом идет разговор на разные темы. Изучается его психика, состояние, подбираются слова и позиция, как с ним вести разговор. Нельзя сразу спросить: «Что болит?» и назначать лечение. Поэтому любой врач – невропатолог, стоматолог – это еще и психолог.
— Скажите, учитывая ваш опыт, болезни изменились?
— Поменялись ли болезни? Поменялось ли отношение к ним? Много лет назад на Кипре вспыхнула корь, и большое количество стариков тогда умерли. Долгие годы эта болезнь не проявлялась, и вот сейчас мы едва не каждый день слышим о вспышках кори в Украине. В каждом возрасте та или иная болезнь протекают по-разному. Младенцы, люди уважаемого возраста, молодежь, которая занимается спортом, не пьет, не курит, и те, кто не сильно следят за собой – они все перенесут заболевание по-разному. Поэтому, с этой точки зрения, болезни поменялись. Когда-то академик М. Д. Стражеско говорил, что для успешного лечения больного лекарств недостаточно, надо думать и о питании, и о психическом состоянии, и о месте пребывания этого больного. Таким местом являются больницы – в них должен быть обученный персонал, от нянечек и санитарок до профессоров. Когда-то в больницах был режим, было время тишины – сон восстанавливает силы. Тишина нужна человеку, и ее наличие или отсутствие влияет на течение болезни. Людям, болеющим сердечно-сосудистыми заболеваниями, очень тяжело переносить шум – ремонт, гул машин. Киев не приспособлен для такого количества транспорта. Отсюда имеем очень грязный воздух, который тоже влияет на организм человека. Мельчайшие нано-частицы проникают в клетки и разрушают их, лишая способности к репродукции. В каждом организме каждая клетка имеет свои ресурсы и длительность жизни. Эпидермальная клетка живет 3 месяца, печеночная – 6 месяцев… на их смену приходят другие клетки. Конечно, на них влияет наследственность. Человек приспосабливается к окружающей среде. Но если среда добрая во всех отношениях, тогда человек несет себя по жизни, он Человек, идет с поднятой головой по городу, красивый, нормальный, здоровый… Но среда способствует тому, что болезни стали сочетаемы, одна присоединяется к другой, и нормальный доктор на основе своих знаний выбирает первопричину, что стало пусковым механизмом нарушения жизнедеятельности организма.
— Народные методы в области лечения ЛОР-органов устарели?
— Нельзя так говорить. Но есть реклама современных препаратов – она настолько всепоглощающая, что люди просто забывают о народных методах. Ничто не устарело, просто появился выбор. На нашем организме есть миллионы точек, каждая из которых проецируется в каком-то органе. И вот этот орган можно лечить рефлексотерапией. Я когда-то еще во времена СССР должен был выступить с докладом на Всесоюзном съезде. Доклад на 2 часа. Я утром встал и побежал купаться, вода была холодная. У меня сел голос. И вот там, на съезде, была доктор рефлексотерапевт из Прибалтики, она понажимала мне на определенные точки, приклеила лейкопластырь, и я два часа говорил неиспорченным голосом. Поэтому люди сами выбирают. Жизнь течет, что-то новое появляется, что-то уходит. Если еще 30 лет назад в Киеве стояли очереди на 5 лет вперед для хирургического лечения больных хроническим тонзиллитом, то сейчас ревматизма почти нет. Изменилась профилактическая медицина, и рано или поздно будет по-другому. Есть болезнь, а есть ее протекание на том или ином фоне. Поэтому профессия доктора требует очень большой широты, все новое должно прорабатываться, но и не все старое следует забывать.
— Сейчас в Украине провели реформу, появились парамедики…
— Если, не дай Бог, парамедики со своими знаниями станут замещать врачей – то это будет опасное течение. Но этого не будет. Они будут смотреть на симптом – и по записям предлагать лечение. Но живот может болеть при многих заболеваниях, а даже когда женщина рожает… На доктора учатся 6 лет, и то не хватает этого времени. И преподаватели должны быть всесторонне развитыми во всех отношениях.
— Вы автор множества медицинских разработок. Как к этому приходят, что двигает медицину вперед?
— Есть много методов лечения – они бывают консервативные и неконсервативные. Сегодня много медпрепаратов появилось. Одни очень дорогие, другие не очень. Но не всегда дорогое лекарство эффективное. Так же и в хирургии есть много методов лечения. У каждого хирурга есть свое начало, на основании этого базиса он работает. Все новые методы основаны на предшественниках. Скажем, есть такое заболевание, как паралитический стеноз гортани. Он возникает по разным причинам. Чаще по причине травматизма, в первую очередь, медицинского. Сейчас много распространилось заболеваний щитовидной железы и существует онкологическая настороженность в связи с Чернобыльской катастрофой. Это является фоном, на котором могут развиться какие-то заболевания. Вот удаляют щитовидную железу – частично или полностью. Рядом с этой железой находятся нервы, которые управляет голосовыми складками, давая возможность им расшириться, когда человек дышит, и смыкаться, когда говорит. Они смыкаются, вибрируют, возникают звук. Так вот, когда травмируется левый или правый нерв, голосовые складки находятся в положении, которое не позволяет раскрываться, возникает стеноз гортани. Есть различные методы лечения. Когда-то очень давно рассекалась гортань, и удаляли левую или правую голосовую связку, чтобы улучшить дыхание. Но это не давало стойкого результата. Потом удаляли хрящи. Позже начали оперировать и манипулировать голосовыми складками, не вскрывая полностью гортань. Существуют и эндоскопические щадящие операции. Каждый хирург ежедневно что-то в работе изобретает. Раньше не особо на это обращали внимание. В последние годы хирурги начали вносить свои разработки в специальный реестр, регистрируя авторское право. Но самое главное – изобретение должно быть направлено на улучшение качества жизни человека.
— А современная техника сильно повлияла на слух украинцев?
— Орган слуха создан природой для того чтобы слышать окружающий мир и понимать его. Но всему должна быть мера. Каждый человеческий орган имеет свойство уставать. И бывает, что человек звук слышит, а понять его не может. Возникает предельное торможение. Потеря слуха – довольно распространенное заболевание сейчас, причиной могут стать и лекарства – антибиотики, в инструкциях которых прямо указано – влияют на слух, зрение. И даже маленькая частица этого лекарства, попадая в среду, в которой находится рецептор слухового нерва, может возникнуть гибель рецептора, который воспринимает звук. Кроме того, есть разные волны, которые могут вызывать глухоту. Если девочка круглые сутки ходит в наушниках и слушает музыку, уху, в конце концов, может надоесть, и оно перестанет работать. Потому что если человек разгрузил вагон цемента, то устают мышцы, и ему нужно отдохнуть. Так и уху. Не зря есть день и ночь. Ночью человек должен отдыхать, тогда организм восстанавливает свои силы.
— Какие болезни начинаются с насморка? Где та точка, в которой его следует лечить?
— Есть такая поговорка – «Леченый насморк проходит за 2 недели, не леченый – за 14 дней». Насморк — это изолированное воспаление слизистой оболочки носа и придаточных пазух. Поэтому сейчас говорят не насморк, а риносинусит. Сейчас тем, кто находится в среде, где болеют люди, рекомендуют профилактические лекарства. Если для лечения гриппа принимают, к примеру, 6 капсул в день, то для профилактики здоровым людям нужно принимать наполовину меньше, чем во время эпидемии гриппа. Капли для носа сужают сосуды и помогают дышать, а когда человек дышит – он лучше себя чувствует, и это в какой-то степени сглаживает течение заболевания.
— С какими недугами чаще всего обращаются киевляне в последние годы?
— Что стало заметно, так это то, что обращаются к врачам меньше, чем на самом деле болеют. Поэтому статистику провести невозможно. Люди больными ходят на работу, заражают коллег респираторными заболеваниями. На расстоянии трех метров больной может легко заразить здорового сотрудника. Поэтому очень важно проветривать помещение, нужна циркуляция свежего воздуха. И на ночь дома квартиру нужно проветривать. Вентиляция полезна. Марлевая повязка или маска, которую продают в аптеке, не дает никакой защиты. Когда-то завкафедры инфекционных болезней, профессор Сокур говорила, что маску нужно шить так, чтобы была прослойка ваты, и ею закрывался рот и нос, при этом маску такую нужно смачивать, чтобы вирусы в ней задерживались. А вообще, нужно жить по принципу: «Если хочешь быть здоров, позабудь про докторов, закаляйся, как сталь».
— А обращаются вовремя?
— Нет, и это проблема не только Украины. Люди чаще приходят с очень запущенными болезнями, на фоне которых уже возникают симптомы других недугов. Лекарства дорогие. Чтобы заработать на жизнь, человек не может позволить себе болеть. Но это проблема общества.
— Сейчас зима, как правильно одеваться, чтобы не простудиться?
— Когда я был юным и когда выпадал снег, я выходил на улицу и по пояс растирал себя снегом, и не болел. Очень теплая одежда вызывает потоотделение. Этот перепад способствует тому, что человек может быстро заболеть.
— Федор Алексеевич, а то, чем мы дышим – влияет на нас?
— Киев стал строительной площадкой. Все это смешивается с почвой, воздухом, водой. Если человек не адаптировался к этим условиям, то ему в них выжить сложнее. Если еще 20 лет аллергии не уделяли столько внимания, то сейчас это явление распространенное. Люди не успевают адаптироваться к среде и веществам, которые есть в воздухе. Организм реагирует на них бурей. Нужен какой-то предел. Каждый день человек с чем-то сталкивается, и организм, бывает, не выдерживает. Что касается строительства, то всегда там, где много людей, там больше проблем – люди друг друга заражают всеми видами своей жизнедеятельности.