С 8 по 24 января в Украине введен очередной локдаун, который несколько отличается от тех, что были в прошлом году. Ограничена работа учебных заведений, торгово-развлекательных центров, общепита, фитнес-центров, бассейнов, непродовольственных рынков и так далее. Крупные магазины с продуктами питания продолжают работу, но запрещена продажа определенных товаров. В правительстве уже заявили, что заболеваемость в Украине после праздников может подскочить. Это означает, что текущий январский локдаун могут продлить. Но он наносит значительный урон для украинских предпринимателей. Как новое ужесточение карантинных мер повлияет на их работу, в интервью ГолосUA рассказывает предпринимательница, уполномоченный представитель движения #SaveФОП в Черкасской области Галина Капитон.
– Галина Сергеевна, насколько текущий локдаун вредит предпринимателям?
– Все локдауны очень вредны для микробизнеса. В целом они созданы и вводятся исключительно для микропредпринимателей. Если в первый локдаун не работали туризм, транспорт, то сейчас работают все, а закрыты исключительно микропредприниматели. Гипермаркеты работают в полном объеме, только повесили ленты на запрещенные к продаже товары. Это еще раз подчеркивает цинизм этого локдауна. Это прямое уничтожение меня как предпринимателя.
– Каким образом происходит это уничтожение? Потому что вам не дают продавать товар?
– Мою деятельность запретили уже в третий раз, при этом не отменив налогов. Налоги я плачу в полном объеме. ЕСВ за своих наемных сотрудников – 1320 гривен за одного человека – я должна уплатить в полном объеме, при том что у моих работников в январе было 3-4 рабочих дня, но ЕСВ я обязана уплатить в полном объеме. Коммунальные и эксплуатационные платежи я обязана оплатить в полном объеме. И это не аренда. У меня два магазина. Я посчитала, что я должна где-то взять 25,5 тысяч гривен. Не знаю в чьем кармане, потому что мои карманы уже давно пусты из-за такой бестолковой политики наших чиновников. 25,5 тысяч – это мои прямые убытки за 17 дней, которые мне нужно платить при запрете работать.
– И у Вашего бизнеса, наверное, небольшая прибыль?
– Последний год мы в убытках. Мы уже не помним, когда считали эти прибыли. У нас экономический кризис начался еще с осени 2019 года, еще до коронавируса. У людей нет средств покупать товар. Самый главный мой потребитель – это украинские люди. Если у них нет средств покупать вещи первой необходимости, мы несем убытки.
– А почему кризис начался осенью 2019 года? Как Вы это поняли?
– Я это вижу по тому, что население начало постепенно нищать. Я это вижу по суммам продаж, анализируя свою деятельность. Выручка существенно уменьшилась. Нам очень дорого стоил первый карантин. Карантин выходного дня ничем не помог нашей медицине, зато подкосил «маленьких ФОПов». И единственными, кто был в этом карантине, были микропредприниматели – кафе, фитнес-залы и те, кто продает одежду, обувь, игрушки… Большой бизнес не пострадал вообще. Наоборот, отсутствие конкуренции позволило им получать сверхприбыли.
– Сколько у вас наемных работников?
– На сегодня их пять. Но я уже говорили с одной из них. Это был тяжелый разговор. Для меня это решение было непростым. Но мне придется ее уволить по согласию сторон. Во-первых, у меня нет возможности платить налоги, а во-вторых, у меня нечем выплачивать заработную плату, потому что сейчас очень низкие продажи. Люди запуганы неизвестностью, а власть, вместо того, чтобы успокоить и показывать свои взвешенные действия, хаотически бросается из одного угла в другой. Психологически, даже если у людей есть средства, они не хотят с ними расставаться.
– Давали ли какие-то налоговые льготы на текущий период?
– Нет, сейчас ни одной льготы. Мы хотели обратиться к нашему городскому главе Черкасс, чтобы нам пересчитали единый налог, поскольку 17 дней мы не работаем, а единый налог в связи с повышением минимальной зарплаты вырос до 1200 гривен. Но нет механизма, как это сделать. Если весной нам дали «каникулы» по единому налогу, то сейчас такой возможности законодательно не предусмотрено.
– По предпринимателям также бьет и рост минимальной заработной платы, которая тянет рост налогов.
– Вместо того чтобы во время экономического кризиса уменьшить налоговое давление, нам их увеличили! Хотят поднять минимальную зарплату, – мы не против, но тогда сделайте меньше процент отчислений налогов с заработной платы.
– А 8 тысяч гривен в качестве одноразовой помощи от государства Вы или Ваши сотрудники смогли получить?
– Да. Получила я и два наемных работника, которые работали полный третий квартал 2020 года. То есть, если человек пришел в середине квартала, например, в августе, то он уже не получит эти 8 тысяч. Если ЕСВ уплачено за неполный третий квартал, то тогда 8 тысяч не дают.
– И чем эти 8 тысяч вам помогли?
– Они никак не решают созданную государством проблему для предпринимателей. Мои продавцы спрашивают, на что нам сидеть дома, а я отвечаю – не знаю! Не знаю, как платить налоги, где взять деньги на коммуналку… Кстати, местные бюджеты и пенсионный фонд недополучат отчисления. Первую группу предпринимателей освободили от единого налога 227 гривен и ЕСВ 1320 гривен с декабря 2020 по май 2021. Для чего чиновники увеличивают дыру в бюджете, вместо того, чтобы со всеми мерами предосторожности дать мелкому бизнесу возможность работать? На этот вопрос я не могу найти ответ. Единственный ответ, который напрашивается – целенаправленно разрушают экономику страны.
– А я думал, что как раз эти 8 тысяч гривен дадут возможность бизнесу пересидеть две этих недели локдауна.
– Эти 17 дней мне стоят 25,5 тысяч. Собственники торговых центров, видя такую ситуацию, даже снизили арендную плату, потому что видят, что людей нет. Торговые центры и так полупустые всегда. Зачем их было полностью закрывать?
– А что говорят поставщики товара? Как они ощущают проблемы на рынке?
– Я разговаривала с оптовиком с «7-го километра». Она говорит, что у них половина рынка уже закрыта. Вывозят контейнеры, потому что людям нечем платить аренду. Упала продажа у них, потому что упали продажи у нас. Оптового рынка, каким он был пять лет назад, уже нет ни в Одессе, ни в Хмельницком.
– Соответственно и вы не знаете, когда и сколько будете закупать нового товара, и не можете планировать свою деятельность?
– Нет, я не могу планировать. Более того, законы, которые приняли – № 128, 129, 367 – с дикими штрафами, не дают возможность мне не просто планировать деятельность. Единственное мое желание – сократиться, закрыться и все. Что делать дальше, я не знаю. Ехать за границу, работать на пана, гробить свое здоровье я не хочу. Что делать тут, в Украине, я также не понимаю, потому что мое государство меня уничтожает, уничтожает созданные мной рабочие места, а я из бюджета не взяла ни одной копейки.
– А что думают предприниматели относительно того, что даже в больших супермаркетах запрещены покупать носки, колготы и прочее? Будет ли это ударом по национальному производителю?
– Когда у нас проходили большие демонстрации, рядом со мной шел украинский производитель. Я спросила его: почему вы тут, у вас есть сертификаты качества на товарах, вы даете полный пакет документов. А он отвечает: когда вы у меня последний раз брали товар? Я говорю: да, в январе прошлого года. А он говорит: поэтому я тут, уничтожают вас – уничтожают и меня, меня подминают под гипермаркеты. Они, беря товар под реализацию, а, не покупая сразу, как я, диктуют свои требования и правила. Производитель, не имея рынка сбыта, вынужден соглашаться на отсрочку расчета за проданный товар в 40 дней. Испорченный товар просто передается производителю, и он сам с ним что-то должен делать. И это его, производителя, проблема.
– Насколько высока вероятность, что Вы как предприниматель вынуждены будете закрыть свой бизнес?
– Я создавала свой бизнес 9 лет и так просто закрыться и сдаться я морально не могу. Одного человека я вынуждена уволить, но, слава Богу, у нее работает муж. Еще четырем людям сказать, что, извините, завтра, через месяц или два вы без работы… Я буду стараться удержаться на плаву и надеюсь на улучшения! Все эти действия власти по уничтожению предпринимателей заставили нас объединиться во всеукраинское движение #SaveФОП и третий раз за историю независимой Украины, выйти на Налоговый майдан. Мы, плательщики налогов, стоим в Киеве на Майдане Независимости с 15 декабря 2020 года под открытым небом в дождь, снег и морозы. Будем стоять, пока власть не примет законы, которые сохранят упрощенную систему налогообложения, а также не отменит этот локдаун!
– Говорят, что 24 января локдаун может не закончиться. Что Вы думаете о вероятности продления локдауна хотя бы на неделю?
– Я думаю, что поднимется вся Украина. Тогда я не знаю, какие будут последствия, просто не знаю. Эти 17 дней запрета на работу микробизнеса стоят слишком дорого!