Инна Гончарук
10:01 06/01/2014

Г.Коваленко: Настоящий христианин должен отличать Деда Мороза от Святого Николая, а Новый год от Рождества Христова

Накануне рождественских праздников люди максимально активно готовятся к застольям, готовят разнообразные блюда, украшают дома. За беготней по рынкам-магазинам многие забывают о духовном подготовлении, а ведь Рождество – это, в первую очередь, церковный праздник – Рождение Христа. О том, как правильно и душевно отметить приближающиеся рождественские праздники, корреспонденту Голос UA рассказал глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви, протоиерей Георгий Коваленко.
— Отец Георгий, приближаются рождественские праздники. Украинцы с удовольствием их отмечают, но, к сожалению, далеко не все знают, как правильно это делать…
— Рождество Христово — это день рождения Христа Спасителя. Мы празднуем одно из важнейших событий в истории человечества. Это событие изменило ход истории человечества. Мы неслучайно считаем наши годы от Рождества Христова. Это событие очень важно для всего человечества. Что касается церковного круга праздников, то можно считать, что Рождество — это второй по значению, после Пасхи, праздник. Некоторые называют его даже первым. Этот праздник имеет много традиций: есть церковное, народное и семейное празднование — все это между собой связано. Чтобы иметь представление о Рождестве в целом, нужно понимать все составляющие этого праздника.
— Почему католики празднуют Рождество 25 декабря, а православне – 7 января?
— Католики празднуют Рождество по новому стилю, по Григорианскому календарю. Православные остались на Юлианском календаре. Это всего лишь разница календарей. Более того, половина православных церквей празднует Рождество по новому стилю , а Пасху — по старому. Для нас, по большому счету, нету принципиальной разницы. Споры о том, какой день считать Рождеством, были еще в древности.
Если говорить об определенном отличие, то я вижу различие между X-mas и Christmas — между Рождеством и Рождеством Христовым. Современный секулярный (светский, нерелигиозный) мир пытается нам навязать вместо Дня рождения Христа Спасителя, Дня Боговоплощения, Рождество без Христа. Так решили для того, чтобы не обижать мусульман, иудеев, неверующих, буддистов. Но мы, христиане, должны понимать, что мы празднуем Рождество Христово. А секулярным праздником пусть будет Новый год, который является пространством сказки, детским карнавалом. Настоящий христианин должен отличать Деда Мороза от Святого Николая и Новый год от Рождества Христова.
— Как правильно духовно подготовиться к Рождественским празникам?
— Христиане к Рождеству готовятся 40 дней. Рождественский пост — это время подготовки к Рождеству. За этот период мы должны попоститься, исповедаться, причаститься, выучить колядки с детьми, сделать и выучить вертеп.
6 января христиане отмечают Рождественский сочельник. Это день строгого поста, когда традиционно не вкушают пищу до появления первой звезды — в память о Вифлеемской звезде. После вечернего богослужения в храме, все собираются дома за столом с 12 блюдами и можно петь колядки. Но настоящее празднование, употребление непостных блюд начинается после Рождественской литургии, которая служится в храмах или в полночь, или утром. Празднование начинается в храме, а затем выходит за его пределы.
-В последние годы люди стали меньше колядовать? Теперь колядников можно увидеть разве что в селах…
— Я бы не сказал, что сейчас меньше колядуют. Наоборот, в некоторых регионах (восток, юг), где раньше вообще ничего не знали о колядках, начали поддерживать эту традицию. Конечно, время вносит свои коррективы в любые традиции. Раньше люди ходили от хаты к хате — это больше сельская традиция. Сейчас многие люди переехали в город, даже соседей не знают, поэтому не каждый впустит в дом незнакомцев. Но я сам видел, как студенты от офиса к офису, от магазина к магазину ходят колядуют. Колядки и вертепы приходят в школы. В храмах ставят вертепы, проводят конкурсы. Нельзя говорить, что традиция уходит в прошлое, она просто меняет форму. Сейчас мы можем представить колядку в любом музыкальном стиле — от народного до самого современного. Многие украинские и мировые исполнители имеют в своем репертуаре колядки.
Колядка — это рифмованная, положенная на музыку история Рождества, это церковные догматы на доступном языке. Колядка – это способ просвещения. К сожалению, существуют колядки, которые не имеют никакого отношения к Рождеству: «дайте, дядьку, пьятака или рубль бумажный». Главное в колядовании прославления Бога, а не зарабатывание денег. Каждая традиция только тогда является христианской, когда наполнена христианским смыслом.
— Неотъемлемый атрибут Рождества – кутья. Но в каждом регионе есть свои традиции приготовления этого рождественского снадобья. Все же как правильно готовить кутью?
— Идеального варианта нет – вообще это традиция народная, а не церковная. Мы же в храме кутью не варим. Главное, чтобы она была постной и сладкой. А дальше все зависит от региона и изобретательности хозяйки.
— Особенно на Западе Украины в домах перед Рождеством устанавливают дидухов, которые появились еще в языческие времена. Насколько эта традиция соответствует церковным канонам?
— Я специально не разбирался с дидухами. Когда Церковь приходила к народу, она не лишала его традиций, а наполняла их новым смыслом, можно сказать, воцерковляла культуру. Любая традиция может быть наполнена христианским смыслом. Если говорить о дидухах, то это, скорее всего, сноп нового урожая. Возможно, это давняя новогодняя традиция, когда новый год отмечали в сентябре. Древние славяне отмечали новый год несколько раз – осенью и весной. Можно и сегодня в доме ставить дидуха как дань народной традиции, как деталь новогоднего интерьера. Но, если дидух становится объектом поклонения и заменяет собой Бога, то это, конечно, язычество, а не христианство.
— Между Рождеством и Крещением мы празднуем празник Святого Василия…
— Святитель Василий Великий — один из учителей Церкви. День его памяти приходится на 14 января. День Святителя Василия выпадает между двумя великими праздниками, потому ему уделяется такое особое внимание.
— Замыкает цикл Рождественских праздников Крещение. Как христиане должны отметить этот великий день?
— В День Крещения мы вспоминаем событие крещения Христа в реке Иордан. С этого момента начинается его проповедь, он выходит к людям и начинает говорить о приближении Царства Небесного. Также этот день называют Богоявлением — явлением Святой Троицы. Сын Божий крестится в Иордане, Дух Святый сходит на Него в виде голубя, а Отец Небесный говорит с Небес.
Можно сказать, что Крещение сегодня еще и экологический праздник, ведь, когда Господь входит в воды Иордана, он освящает все живое вокруг, в т.ч. и нас, на 80% состоящих из воды. В этот день христиане ходят к рекам, озерам, к морю — и освящают воду. Многие приносят на освящение свою воду. Мы же постоянно повторяем: Богу нужно приносить все самое лучшее. Не надо думать, что Бог — это фильтр для очистки воды в реках и озерах. На освящение надо приносить ту воду, которую мы пьем. Не надо искушать Бога и требовать от него то, что должны сделать сами. В этот день мы должны напомнить себе, что Бог создал этот мир, природу, а человек уничтожает и загрязняет ее.
— Многие люди свято верят, что, окунувшись в прорубь на Крещение, смоют с себя все грехи. Насколько необходима эта процедура?
— Это совсем не обязательно. Церковь всегда говорила, что это традиция, но не правило. Опыт показывает, почти никто не болеет после ныряния на Крещение. Но самое главное, чтобы это было религиозное действие, а не моржевание. Если человек не готов или болеет, не стоит этого делать. Все надо делать сознательно и разумно. Господь желает от нас разумной веры и жизни в соответствии с этой верой. Любое действие, традиция должны соответствовать истине и должны быть понятными — тогда это истинная вера. Когда мы не знаем, что и для чего делаем — это язычество.

Читайте также по теме