На днях в Администрации Президента состоялось первое заседание Конституционной Ассамблеи, созданной для изменения Конституции Украины. Но, не успела Ассамблея заработать, как вокруг нее возникли дискуссии и конфликты. Многие политические силы заявили, что после создания такого совещательного органа парламент потеряет право вносить изменения в Конституцию. А оппозиция убеждает, что теряя рейтинг, Президент пытается изменить Основной закон страны «под себя». О том, какими полномочиями наделена Конституционная Ассамблея и каким может быть результат ее работы, корреспондент «ГолосUA» решил выяснить у члена ЦК КПУ, народного депутата предыдущих созывов Георгия Крючкова.
— Георгий Корнеевич, состоялось первое заседание Конституционной Ассамблеи. Какие вопросы обсуждались?
— Это заседание состояло из двух частей. Первая — торжественная, во время которой выступил Президент Украины, спикер парламента и остальные участники. Вторая часть была рабочей и на ней обсуждалось распределение членов Ассамблеи по 7 рабочим комиссиям. Рассматривались технические вопросы: избрание председателей комиссий, заместителей, составлялся план работы. Так, согласно плану, первый этап роботы Ассамблеи должен завершиться принятием концепции модернизации Конституции. Члены Ассамблеи также высказали некоторые замечания. К примеру, мы пришли к выводу, что будем обсуждать любые вопросы и принимать решения только сообща.
— Сегодня в адрес Конституционной Ассамблеи звучит очень много критики. Так, депутаты от оппозиции, считают, что такой государственный орган перекинет на себя полномочия парламента и он не сможет вносить изменения в Конституцию. Действительно ли это так?
— Когда декларировалось создание Ассамблеи, не совсем было понятно, как собираются имплементировать ее предложения. Именно поэтому возникло много вопросов. Кроме того, действующая Конституция Украины не предусматривает такого органа. Не было также понятно, что будет делать Ассамблея – вносить отдельные изменения, создавать новую редакцию или это будет как отдельный институт. Во время всей этой неразберихи появились прогнозы о том, что Верховная Рада будет отстранена от принятию решений по Основному закону страны. Сейчас, когда Ассамблея уже создана, все встало на свои места.
— Нельзя ли подробнеее…
— Принципиальным является то, что в указе Президента о создании этого органа четко записано, что он должен наработать предложения о внесении изменений для того, что бы Президент мог их потом внести на рассмотрение Верховной Рады. 13 разделом Конституции Украины Президент наделен правом законодательной инициативы по внесению изменений в Основной закон. Такое же право есть у 150 депутатов. Согласно ст. 102 Конституции Украины, глава страны, также имеет право создавать совещательный орган.
— Таким образом, формально, здесь нет никаких нарушений?
— Формально да, но есть некоторые нюансы. Согласно Конституции такие названия, как «ассамблея» относятся к таким понятиям, как Генеральная Ассамблея ОНН, Парламентская ассамблея Совета Европы… Я считаю, что название не совсем удачное, но повторяюсь это формальности. Второе — это, тот факт, что указывается, что это совещательный специальный орган. Но в Конституции, таких понятий нет. К минусам я также отнесу и то, что подобные органы должны формироваться общим решением Верховной Рады и Президента, а этого не было сделано. С другой стороны, глава государства пошел на то, что в Конституционной Ассамблее есть представители всех фракций парламента, другой вопрос, что не все захотели входить в ее состав. Конечно, это право оппозиции, но они должны были бы контролировать все процессы.
— Если можно,расскажите детально о процедуре внесения изменений. Кто будет ставить последнюю точку?
— Президент должен согласиться с результатами работы Конституционной Ассамблеи, внести проект изменений в Конституцию в парламент. Потом Верховная Рада, создает Конституционный суд. Для этого понадобится не менее 226 голосов. Если Конституционный суд решит, что проект не нарушает закон — проект возвращается в парламент и там его еще раз принимают, но уже 300 голосами. Но и это не все. Если изменения будут касаться разделов 1,3 или 13, тогда их выносят на всеукраинский референдум.
— Скажите, в международной практике втречается подобная ассамблея?
— Трудно сказать, поскольку в каждой стране свои особенности. Есть разные правила и нормы, поэтому сравнивать будет не совсем правильно…