15 декабря Верховная Рада утвердила государственный бюджет Украины на 2021 год голосами «Слуги народа», «Батькивщины», депутатских групп и внефракционных депутатов. Эксперты и политики дали разные оценки главному финансовому документу страны. Одни считают его бюджетом возможностей и развития, другие – законом с совсем нереальными показателями, которые невозможно выполнить в условиях экономического кризиса. Почему за такой бюджет нельзя было голосовать, в интервью ГолосUA рассказывает народный депутат Украины от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Григорий Мамка.
– Григорий Николаевич, почему «Оппозиционная платформа – За жизнь» решила не голосовать за государственный бюджет Украины на 2021 год?
– Первый раз, когда зарегистрировали бюджет, были заседания комитета, народные депутаты подали правки, из которых не учли абсолютно ничего из правок «Оппозиционной платформы – За жизнь». Мы добивались, чтобы все-таки росла минимальная заработная плата, росли пенсии, все-таки заложили на борьбу с коронавирусом, на закупку вакцины в бюджет. Ничего этого власть не сделала, протянули бюджет с участием некоторых фракций, и уже процедура пошла от Кабмина. От Кабмина они провели все, что им нравится, поставили в зале на голосование. Таков системный подход к отработке Бюджетного кодекса, потому что это основной бюджетный документ государства на год. Дефицит бюджета 6 %, это и объясняет, почему «Оппозиционная платформа – За жизнь» не голосовала за этот бюджет. Например, один вопрос. Имея единый финансовый документ, должен быть прожиточный минимум один в государстве или нет. Логично – да, а по сути, например, прожиточный минимум для прокуроров – 1500 гривен, прожиточный минимум для судей – 2000 гривен, а прожиточный минимум общий – 2170 гривен. У меня вопрос, по какому критерию прожиточного минимума будет оцениваться тот или иной штраф или избрание залога. Такие ляпы – по всему бюджету. Оппозиция не голосовала, и я думаю, это самое меньшее зло, которое было сделано со стороны политических партий.
– В бюджете-2021 сильно растут расходы на государственные органы и правоохранительные органы… Как вы оцениваете, это хорошо или плохо?
– Это очень плохо, потому что реформирование правоохранительной системы, в которую входят правоохранительные органы, не происходит. Мы только наращиваем бюджет. Это говорит об одном – формирование полицейского государства. Власть переживает за свои поступки, подвиги и действия и просит, увеличивая бюджет, ее защищать от таких действий относительно граждан Украины. Чтобы разобраться с правоохранительной системой, необходимо в Украине сначала ее реформировать и написать, что государство хочет от правоохранительной системы, какие органы должны быть, с чем бороться, определить приоритеты и после этого проводить формирование органов, а после этого их бюджетирование. Потому что невозможно бюджетировать старые грабли и ожидать изменений. Аппетиты, если посмотреть на правоохранительные органы, постоянно увеличиваются. Фракция и партия понимает, что голодный правоохранитель работать не будет. Но мы же хотим увидеть и обратную реакцию от правоохранительных органов, каким же образом они отработали эти средства. Но если нет критериев оценки работы правоохранительных органов, то о каких результатах можно говорить. Можно говорить в целом, что мы видим и что происходит, но если оперировать конкретными фактами, то абсолютный результат – ноль. Или, например, по «Нафтогазу». История очень проста. Если общество с ограниченной ответственностью имеет долговые обязательства и кто-то должен финансировать коммерческую структуру с бюджета, то необходимо определиться: такое предприятие нужно или не нужно, что с ним делать, будет ли его кто-то финансировать. Народ не должен финансировать те структуры, которые не отрабатывают на 100 %. Наша позиция такова и мы говорили о том, что необходимо искать ресурсы. На борьбу с коронавирусом – ноль. Это важнее или важнее работа правоохранительных органов? Почему дефицит бюджета на медиков недофинансировали. Это же первые люди, которые оказывают помощь. Никто даже объяснений этому не дает.
– Мы знаем, что медики и учителя протестовали против заниженных бюджетных расходов на медицину и образование… Как вы считаете, где можно найти эти средства?
– Ну, на стадионы и строительство в бюджете находят средства. По 150 миллионов забрасывают. Мы должны все-таки делать те шаги, которые могут приносить государству доход, а потом их правильно, рационально, обратите внимание, распределять. Программу «Большого строительства» я понимаю, но жизнь, здоровье людей Украины намного ценнее, чем дороги. Необходимо было все-таки перераспределить, и средства есть, хотя бы какие-то первоочередные меры сделать относительно инфицированных, относительно лечения, относительно карантинных мер. Необходимо было их находить. Например, четыре года учителя ждали повышения зарплаты. Все рассказывали, что в 2021 году на основании законов Украины вам будет увеличена зарплата. Кабмин в конце года сказал, что не будет увеличения, мы переносим этот срок. Так для чего эти законы, если Кабмин их не выполняет?
Позиция фракции одна: разогнать Кабмин, дилетантов, набрать профессиональный Кабинет министров и запускать государственные механизмы для управления государством.
Потому что Кабинет министров – это тот организм, который отвечает полностью за хозяйственную деятельность в Украине, а когда там дилетанты… Все начинается с закона. Например, министр юстиции рекомендует всем органам и гражданам Украины не выполнять решение Конституционного Суда. Тогда у меня вопрос: он живет по законам или по понятиям? Если по понятиям, то это не его структура. Необходимо все-таки брать специалистов, которые могут разобраться, сбалансировать бюджет, сказать людям правду относительно дефицита, сказать людям правду относительно задолженности. Позиция фракция заключалась в следующем: проведите хоть аудит, что в государстве есть. Никакого аудита нет. Знаете, река течет, и мы просто течем по течению.
– Ну, они провели какое-то исследование и сделали вывод, что потерялся триллион долларов…
– А где это можно увидеть? Ключевое слово «что-то» провели. Я не хочу «что-то», я хочу увидеть документ, где будет зафиксировано электронной подписью или подписью руководителя компании, который свел аудит государства, и сказано, что у нас есть на балансе, сколько мы зарабатываем и сколько мы тратим. Сколько мы должны средств и кому. Тогда это будет понятная история.
– Какие статьи бюджета смогла защитить «Оппозиционная платформа – За жизнь» и каковы экономические перспективы Украины с таким бюджетом на 2021 год?
– Все нужно анализировать. В прошлом году был принят бюджет уже с новой властью с чистыми руками, которая ничего не ворует, но если проанализировать, сколько изменений проголосовали к бюджету, то у меня вопрос к этому документу: кто же его делал? Аналогичная история: сделали, чтобы заляпать глаза людям, написали что попало, а там будет, как будет. И будут изменениями к бюджету корректировать, вносить в зал. Акциз на топливо отбили территориальным общинам, а планировали его направить в центральный государственный бюджет. Социальные льготы все-таки отбили. Некоторые моменты сделали, но для общего объема и работы этого финансового документа, по сути, мы не видим критериев, будет ли он работать, а в него с первого месяца начнут вносить изменения. Мы не хотели, чтобы так было. Мы хотели сбалансировать, сделать верный документ, по которому государство понимало бы значение поступлений и значение использования средств. Тогда бы это было правильным. А за такой бюджет с большим дефицитом фракция не голосовала.