В Министерстве финансов Украины презентовали Концепцию реформирования налоговой системы, которую подготовила Государственная налоговая служба. Этот документ вызвал полярную реакцию: от полного «одрям-с» до резкой критики. Так заместитель председателя Федерации профсоюзов Украины Григорий Осовой выразил недоумение тем фактом, что концепция защищает государство и бизнес, а не человека труда.
/> — Григорий Васильевич, что вас смущает в концепции?
— Безусловно, налоговая система нуждается в реформировании. И предложенные изменения предусматривают повышение для производства стимулирующей функции налогов и детенизацию теневой экономики. Однако, как и в Налоговом кодексе, из поля зрения авторов выпала «социальная составляющая», а именно забота о рядовом труженике. О нем как раз и не подумали. Это случилось, возможно, потому что разработчик этого документа — фискальное ведомство.
Давайте вспомним главное назначение администрирования налогов. В первую очередь, это – инструмент перераспределения доходов в интересах общества. Какие сейчас в Украине и мире главные общественно важные проблемы? Это бедность, неравенство и несправедливость. Нужно понимать, что глубокое имущественное расслоение и разрыв в уровнях доходов составляют угрозу национальной безопасности государства и социальной стабильности.
— Вы сказали о бедности. А что делает действующая власть для преодоления этой беды?
— Судите сами: Украина, подписав в 2000 году Договор ООН «Цели тысячелетия», взяла на себя обязательство до 2015 года сократить вдвое уровень бедности. Уже сегодня ясно, что это обязательство не будет выполнено. Государственной программой преодоления бедности до 2015 года ее уровень предусматривается снизить только на 0,2%, а количество работающих бедняков – с 19,5 до 15%. Работает ли у нас Налоговый кодекс на устранение бедности? Почти нет. К сожалению, и авторы совершенствования налогового законодательства в этой части ничего не предложили. Позиция профсоюзов здесь такая: необлагаемый налогом минимум доходов – на уровне порога бедности, минимальную зарплату и пенсию, – на уровне не ниже объективно определенного прожиточного минимума.
— Ну, а о равенстве и говорить не приходится….
— По данным Государственной налоговой службы, в Украине бедные платят налогов в 50 раз больше, чем богатые. Если доходы наемных работников, пенсионеров, приращиваются за год на 6-8% в реальном измерении, то состояния богатых – в разы выше. Учитывает ли предложенная Концепция реформирования налоговой системы эту проблему, работает ли механизм справедливого перераспределения доходов? Нет! Вопрос: зачем инвестировать в экономику и тяжело работать, чтобы получить прибыль, если на депозите из каждых 4-5 млн гривен можно «косить» по 1 миллиону, не прилагая никаких усилий? Поэтому мы считаем: уровень налогов на трудовые доходы не должен превышать уровень налогов на доходы от нетрудовой деятельности.
— А как решается вопрос социальной справедливости?
— Тут нужно вести речь о налоговых льготах, дифференцированных ставках НДС, субсидиях, без которых страдает и предприниматель, и рабочий человек. Что касается социальной справедливости, то еще один вопрос должен быть безотлагательно решен… Речь идет об иностранной валюте. Мы выступаем за сбор при покупке валюты, потому что слишком дорого дается привлечение иностранной валюты
государству. Например, по кредиту МВФ в 2008 году на каждого жителя страны приходились 2 тысячи гривен, а сейчас уже свыше 10 тысяч гривен долга. То есть валютой пользуются одни, а придется расплачиваться всем нам.