Вознаграждение председателя правления Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева — наибольшее среди руководителей нефтегазовых компаний 5 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно исследованию, руководитель НАК в 2017 году получал среднюю оплату труда в месяц в размере 31 511 евро, что в 136 раз больше средней зарплаты по стране. Насколько это нормально и будет ли что-то меняться в этом плане, ГолосUA поинтересовался у эксперта в энергетической сфере Геннадия Рябцева.
— Геннадий, что вы можете сказать по поводу размера зарплаты у Андрея Коболева?
— Зарплаты и премии у чиновников такого ранга, как глава НАК «Нефтогаз Украины» Андрей Коболев принимаются по решению наблюдательного совета и утверждаются Кабинетом министров на общем собрании.
— Размер зарплаты и премий у Коболева по вашему мнению нормален?
— Я считаю, что с морально-этической точки зрения, это ненормально. А с точки зрения наблюдательного совета…
Ведь, дело в том, что зарплаты и вознаграждения членам наблюдательного совета устанавливают и утверждают в «Нефтегазе», а зарплаты членам правления фактически утверждает наблюдательный совет. Поэтому там рука руку моет.
— Скажите, а точки зрения команды Президента Зеленского будут какие-либо шаги, что эти суммы понизили или вовсе уволили кого-то из «Нефтегаза»?
— Дело в том, что для, того чтобы разорвать соответствующий контракт необходимо иметь какие-то определенные причины. В настоящее время формальных причин для увольнения Коболева нет.
— То есть он будет сидеть на своем месте и получать свою зарплату?
— Да, по меньшей мере, до истечения срока контракта.
— Когда же у него истечет контракт?
— Он истечет в марте 2020 года.
— Куда же подастся Коболев после истечения контракта, к маме в Майами?
— Не знаю, тут все будет зависеть от того, насколько сильными окажутся его позиции. Потому что для меня непонятно, в чем заключается эффективность работы правления НАК «Нефтегаз Украины» и в чем вообще заключается функция главного офиса этой компании.
— Эта история становится для многих непонятной…
— Также мне непонятно, куда деваются средства в бюджет «Нефтегаза», которые поступают от транзита российского газа. Ведь все рассказывают трех миллиардов долларов, которые потеряет бюджет Украины, но если проанализировать поступления от главного офиса НАК, который ничего не производит, не транспортирует и не эксплуатирует, то естественно возникает желание подсчитать, какие же поступления от главного офиса?
Оказывается, что эти поступления в бюджет Украины в несколько раз меньше, чем эти три миллиарда долларов, про которых нам постоянно говорят при потерях от транзита российского газа.
Кроме того, очень интересно сравнить суммарную зарплату хэд-офиса «Нефтегаза» с суммарной зарплатой тех, кто непосредственно занимается транспортировкой газа.
— Можно предположить, что она гораздо меньше?
— Конечно, 800 человек, которые работают в главном офисе «Нефтегазе», получают намного больше, чем 20 тысяч человек, которые работают в «Укртрансгазе».
— Возвращаюсь к зарплатам Коболева и его премиям, будет ли это иметь какую-то правовую оценку и результат?
— Дело в том, что ни один из членов НАК «Нефтегаз Украины» не нарушает ни одной части статьи украинского законодательства и суммы, какие они получают, не противоречат украинскому законодательству.
Конечно, сам размер этих выплат вызывает возмущение у 99,9% жителей Украины, так как это видится просто издевательством. Но, с другой стороны, когда предыдущий Кабинет министров Гройсмана говоря о том, какие суммы получают в «Нефтегазе», также заявлял, что это не противоречат украинскому законодательству. Также в том Кабмине заявляли, что Коболева необходимо снимать и он сам не подпишет контракт – оказались просто фикцией, а ведь для того чтобы все изменить достаточно всего лишь Кабинету министров внести изменения в устав НАК «Нефтегаз Украины» и в положения о наблюдательном совете.
Кабмин в любую минуту может распустить наблюдательный совет, поскольку является единственным акционером НАК «Нефтегаз Украины». Было бы желание и все можно было бы исправить.
— Но этого желания пока не наблюдается?
— Оно проявляется исключительно в заявлениях, а когда дело доходит до конкретных действий, оказывается, что никто ничего изменять не хочет. Поэтому, по моему оценочному суждению – кто-то в доле.