Г. Рябцев: «Государство «дезертировало» из системы контроля качества бензина»

Украинские бензин и дизтопливо не только все время растут в цене, но из года в год становятся все хуже и хуже, рынок переполнен фальсификатом. С просьбой объяснить причину снижения качества топлива на отечественном рынке, а также поделиться секретами того, как избежать преждевременного капремонта двигателя любимой машины, корреспондент ГолосUA обратился к заместителю директора научно-технического Центра «Психея» Геннадию Рябцеву.
— Геннадий, правда ли то, что почти половина топлива на отечественных АЗС – фальсификат?
— Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию невозможно – поскольку проверок, которые позволяли бы оценить качество топлива по всей Украине, не было. Существуют выборочные проверки, осуществляемые общественными организациями.
Да, качество топлива низкое, и за последние годы оно ухудшилось, причем достаточно серьезно. Государство же «дезертировало» из системы контроля, не обеспечивает свои функции, не контролирует качество потребительских товаров, к которым относятся и бензин с дизтопливом.
— Правильно ли я вас поняла – системы контроля качества топлива для автомобилей не существует?
— Она была разрушена после того, как было фактически прекращено финансирование Госпотребстандарта, сейчас – Госпотребинспекции, в полном объеме. И финансирование не возобновляется, не предложен механизм взамен этого.
Можно было бы принять соответствующую поправку к закону, вместо гласящей о том, что все проверки осуществляются только за бюджетные средства. Предложить какой-то новый механизм, например, частно-государственное партнерство. Тем более, что крупные трейдеры готовы вкладывать солидные средства в агентство по контролю за качеством топлива. Поскольку они, в основном, и страдают от того, что некоторые компании позволяют себе реализовывать нефтепродукты, не соответствующие стандартам, от такой недобросовестной конкуренции.
Существует Секретариат экспертно-аналитической группы, который рекомендует определенные цены, но ничего не говорит о качестве топлива. Считается, что одной и той же цены должны придерживаться и те, кто покупает топливо, соответствующее нормам «Евро-5», и те, кто «бодяжит» его в ближайшем подвале.
— Сколько же некачественного топлива на рынке?
— Где-то 15-20%. Но это косвенная оценка. Мы берем статистику – сколько топлива официально произведено, сколько официально завезено, сколько запасов существует, и сравниваем с объемами реализации. Если сравнить объемы предлагаемого на рынке топлива с тем, что реализуется – разница составляет 1,5-2 млн. тонн (в Украине ежегодно реализуется порядка 10 млн тонн топлива).
15-20% топлива появляется неизвестно откуда. Это не только суррогат, но и топливо, завозимое контрабандным путем. А также производимое, возможно, и по стандартам, но на заводах, которые не входят в общий перечень предприятий нефтепереработки. Это мини-НПЗ.
Есть и сети биоэтанольных предприятий, которые «гонят» заведомый суррогат, зная, что ни одна компания-автопроизводитель не гарантирует нормальную работу двигателя на такой «смеси». Тем не менее, это топливо производится, имеет поддержку на самом высоком уровне.
— С Нового года украинским АЗС разрешено продавать бензин, содержащий 5% биоэтанола…
— Да, был принят такой закон. Но 5% биоэтанола – это стандарт, который соответствует «Евро-4» и «Евро-5». В этом ничего нового нет.
Другое дело – какой биоэтанол добавляется. Если этот компонент вводится на нефтеперерабатывающих заводах и потом проходит контроль качества в заводской лаборатории – это одно. А если берется какая-то смесь, полученная на коксохимических предприятиях, потом туда доливается непонятно что, полученное на непонятно каком спиртзаводе – такой суррогат опасен для двигателя автомобиля.
— Как вы считаете, с Нового года такого бензина с суррогатным спиртом станет больше?
— Объем реализации такого топлива постоянно увеличивается. Те 1,5-2 млн тонн, о которых я уже говорил – туда все это и попадает. Но сколько такого топлива реализуется, сказать сложно – это не попадает в государственную статистику.
Было заявление «Укрспирта» о том, что предприятие за последний год увеличило объемы производства биоэтанола в 11 раз. Это значит, что в 11 раз больше стало этанольной «бодяги» на украинском рынке. Тем более, что стандарта на это топливо нет, как и методов контроля качества. Поэтому многие заводы спокойно выпускают топливо А-95 – Е-40, которое предлагается на некоторых заправках. Но на колонке АЗС не написано, что там Е-40, там стоит – А-95, и все. То есть, потребитель вводится в заблуждение.
— Это касается и брендовых заправок?
— Бренды тоже бывают разные – есть общенациональные, есть региональные. Региональным брендам сейчас достаточно сложно работать: розничная наценка вдвое ниже, чем в прошлом году. Это означает меньший доход. Следовательно, нужно как-то компенсировать затраты, которые понесли трейдеры, когда строили заправки. И «оптимизация» качества является одним из способов компенсации затрат.
— Как рядовому потребителю разобраться в том, где заправлять машину, чтобы потом срочно не делать капремонт двигателя?
— Здесь очень сложно что-то конкретное посоветовать. Прежде всего, необходимо определиться с бюджетом. Если денег мало, нужно оптимизировать стиль вождения, на этом можно сэкономить до 15% топлива. Или – отказаться от более дорогого топлива, например, от 95-го бензина в пользу А-92. Потому что 92-й «бодяжат» меньше. Если совсем сложно с деньгами – можно переоборудовать автомобиль под использование сжиженного нефтяного газа, пропанбутана.
Если бюджет более-менее «терпит» затраты, нужно выбрать определенный национальный бренд, и заправляться только на АЗС этого бренда. При этом, конечно, интересуясь происхождением топлива, и не соблазняясь на предложения на 50-70 коп дешевле за литр бензина. Это должно насторожить – у нас сейчас уровень цен на топливо примерно одинаков на всех АЗС по Украине. Если какая-то заправка предлагает на 50 копеек дешевле топливо той же марки, значит – что-то не в порядке. Не нужно «клевать» на такие предложения.
Многое значат и личные отношения. Если вы постоянно обслуживаетесь на одной и той же заправке, то получаете там скидки и бонусы. К тому же, дружба с заправщиками во многих случаях помогает избежать неприятностей. Если заправщик шепнет: «Сегодня лучше у нас не заправляться», — это тоже плюс. Ведь и на брендовых заправках, к сожалению, иногда «проскальзывает» сомнительное топливо. Поэтому с заправщиками важно иметь хорошие отношения, «отстегивая» им время от времени парочку гривен за их тяжелую и очень вредную для здоровья работу.

Читайте также по теме