Г. Рябцев: «Государство «дезертирует» из всех сфер социальной ответственности»

На тему энергоэффективности у нас сейчас не говорит только ленивый. Безусловно, проблема эта острая и актуальная, поскольку при полной термомодернизации  потери тепла в доме снижаются аж на 65%.  В правительстве тем временем подсчитали, что на модернизацию всего жилого фонда Украины понадобиться около 30 млрд евро. О специфике программы модернизации жилого фонда, о «теплых» кредитах и ответственности государства за состояние и капремонт  всех жилых зданий Украины,  корреспонденту ГолосUA рассказал эксперт по  вопросам энергетики Геннадий Рябцев.

— Геннадий,  что  в первую очередь предусматривает программа модернизации жилого фонда Украины?

— В настоящее время существует государственная программа термомодернизации, которая в основном  будет касаться зданий, находящихся в коммунальной или  государственной собственности. Все новые здания, новые квартиры будут сертифицироваться, то есть, на каждое здание и квартиру будет выдаваться сертификат определенного класса энергоэффективности. Отныне каждому собственнику жилья будут выдаваться, условно говоря, паспорта энергоэффективности – в  зависимости от того, какие тепловые потери может нести это здание. Подчеркну, это касается только новых домов.

— На какие деньги будет реализовываться эта программа?

-Скорее всего, Зубко, вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Украины, заявляя о том, на программу модернизации жилого фонда Украины нужны 30 млрд евро, имел ввиду не только деньги  государственного бюджета, а вообще все средства, которые будут направлены на реализацию программы термомодернизации, в том числе деньги местных бюджетов. Теоретически должны быть модернизированы все правительственные здания. Это все здания,  принадлежащие госадминистрациям, обладминистрациям, райадминистрациям и прочее, а  также школы, больницы, детские сады – для того, чтобы меньшими были потери теплоты в окружающую среду. Подчеркну, что это будут не только и  не столько деньги государственного бюджета, сколько деньги  местных бюджетов.  

— А что будет  со старыми зданиями?

— Старые здания – все, что  уже построено, и то, что не входит в государственный фонд (общественные здания имеются в  виду), вся старая инфраструктура – это дело жильцов. Нас всех, собственников старых квартир, государство просто бросило, оно сбросило с себя эту  ответственность и  переложило ее на плечи владельцев такого жилья. При этом, безусловно, имеется в виду, что государство  будет способствовать термомодернизации жилья, предоставляя какие-то  льготные кредиты, условно  говоря,  они сейчас почему-то называются «теплыми кредитами»,  какие-то другие стимулы также будут предоставляться. Но следует учесть, что  проценты по этим кредитам,  честно говоря, будут  достаточно высокими. Если учетная ставка Нацбанка сейчас составляет 12,5%, то понятно, что ставка по кредитам даже в  государственных банках будет выше. Расплатиться с  этими кредитами украинцам будет достаточно не просто. 

— Как известно, Евросоюз готов внести 100 млн евро в Фонд энергоэффективности…

— Безусловно, там будут какие-то программы финансовой помощи. Те же самые европейцы (ЕБРР, австрийские банки) будут  финансировать, в том числе и такие программы. Может, кому-то и повезет, и можно будет  попасть в такую программу и на местном уровне.  Безусловно, это  будет дешевле. 

Что касается термомодернизации да и вообще  капитального ремонта  всех жилых зданий, то здесь государство просто с себя эту обязанность сняло:     мол, раз вы все собственники квартир, то и занимайтесь ими сами.

— Соответственно, если потечет крыша в многоэтажном доме, то государство уже  на помощь не придет. Наверное, это не совсем правильно…

— Это система, соответствующая  нынешней неолиберальной политике. Новая либеральная политика заключается в  том, что государство  «дезертирует»  из всех сфер  социальной  ответственности, и все это отдает рынку. Фактически государство не  регулирует  рынок, самоустраняется и, в общем-то, считает, что  оно  будет  только арбитром.   В таком случае у  государства  исчезают  все  инструменты  воздействия  на участников этих рынков. От проведения такой  политики все страны в  мире давно отказались.  В последний раз такая политика она была замечена в конце  XIX века в Соединенных Штатах Америки.  Тогда, если вспомнить историю,  все большие картели строили железные дороги, стреляли друг в  друга, были продажные президенты и все остальное прочее. В Штатах сейчас от этого ушли, а  мы к  этому пришли.     

Читайте также по теме