Г. Рябцев: «Маркировка топлива – новый налог, не гарантирующий качества бензина»

Проблема цены бензина, острота которой как для горожан, так и для селян возрастает именно летом, когда начинаются поездки на дачу и приходит время полевых работ, может в ближайшее время, что называется, обостриться. Цены на топливо могут взлететь из-за введения запланированной правительством новой его маркировки. О том, зачем вводить маркировку бензина и дизоплива, и кому в Украине это выгодно, корреспондент ГолосUA расспросил заместителя директора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева.
-Геннадий, какую маркировку топлива собираются ввести?
Это очередная ситуация, когда Украине предлагают ориентироваться на давний опыт Уганды или Кот-д’Ивуара, в которых маркировка топлива принесла «ощутимый эффект». Во все нефтепродукты налоговая инспекция предлагает добавлять какое-то «секретное» вещество.
Считается, что если в бензин добавлять какую-то жидкость, маркер, который потом можно выявить неким прибором на просвет по оптическим свойствам, это приведет к повышению качества топлива в Украине. Но в действительности это смешно.
-А зачем вообще это нужно? Чтобы взвинтить цены на топливо?
Нет, цены никого не интересуют. Создается некая специализированная организация – поставщик маркера акцизного налога, которая будет осуществлять, во-первых, производство этого «секретного» маркера. И, во-вторых, его продажу. Причем, по какой цене, и что это будет за организация – никто не знает.
Собственно говоря, инициатива принадлежит Миндоходов и сборов Украины. А Минэнерго заинтересовано в этом, поскольку будет формировать единый реестр производителей и импортеров нефтепродуктов. И что это за реестр, какие сведения он будет собирать, и кто будет этим заниматься – тоже неясно.
-Поддержит ли парламент введение такой маркировки?
Этот закон вполне могут принять. Он уже однажды был одобрен парламентом, в июле позапрошлого года. Президент его тогда ветировал. К сожалению, подобные предложения генерируют люди, которые слабо разбираются в проблеме, но делают вид, что они — «великие мужи». Один из авторов соответствующего законопроекта утверждает, что Президент отправил документ на доработку. Но ранее Президентом было четко сказано: «Предлагаю закон Украины отклонить, так как он негативно отразится на функционировании рынка нефтепродуктов».
Если около Президента, в Администрации или Комитете по экономическим реформам  окажется хотя бы один человек, который профессионально занимается этим вопросом, то, реакция будет аналогичной той, которая была в 2011 году – воспользоваться правом «вето».
-А если этот закон все же вступит в силу?
Это достаточно длительная процедура. Но если примут – нужно будет разрабатывать специальный порядок, как и что добавлять в топливо.
Фактически, этот закон – это новый налог.  И он противоречит Налоговому, Бюджетному кодексу, Кодексу об административных правонарушениях, противоречит целому ряду указов Президента, в котором определены полномочия центральных органов исполнительной власти. Положению о Миндоходов и о Минэнергоугля он тоже противоречит. 
-То есть, при введении маркировки топлива надо будет менять обширную законодательную базу?
Совершенно верно.
-Кому в Украине не выгодно это новшество, кто будет протестовать?
Вспомните недавнюю инициативу Минифраструктуры о поэтапном повышении акцизов на нефтепродукты до европейского уровня. Тогда нефтепродукты подорожали бы на 3-4 гривны, а то и на 7-8 гривен за литр, по некоторым оценкам. И вокруг этого такой шум поднялся! В результате представители правительства на пресс-конференции извинились и заявили, что это все слухи.
Этот вопрос, как говорится, необходимо «поднять на смех»… Тем более, что в Минэнерго сейчас заниматься этим некому, и такое впечатление, что это предложение – какое-то старое письмо, подготовленное раньше для Кабмина. А Ставицкий «стукнул кулаком по столу», и оставшиеся сотрудники Министерства топлива и энергетики подали его, как новое предложение.
Новшество никому не выгодно – кроме организации, которая будет производить и заливать эти маркеры.
-Это может как-то повлиять на качество бензина?
Какой сейчас тезис продвигается? Качественный бензин – это тот, в котором присутствует в маркер в необходимой концентрации, а не тот, у которого есть соответствующие стандарту параметры. Следовательно, все «бодяжники» будут, благополучным образом, этот маркер покупать, и заливать его во всякие «опытные партии», бензины смесевые, бензины с коксохимическими присадками. И говорить: «А что такое? У нас маркер есть – следовательно, бензин качественный». Но наличие маркера не гарантирует того, что топливо будет соответствовать хоть какому-то стандарту.

Читайте также по теме