Правительство готовится пока частично выплачивать украинцам живыми деньгами государственную помощь на содержание домов, придомовых территорий и вывоз мусора. Монетизация субсидий на жилищно-коммунальные услуги может начаться на девять месяцев раньше запланированного, уже с апреля этого года, а не с января 2019-го. Какие подводные камни скрывает процесс внедрения монетизации субсидий и льгот в нашей стране, корреспонденту «ГолосUA» рассказал член Экономического дискуссионного клуба Геннадий Рябцев.
— Геннадий, когда власти планируют выдавать украинцам субсидии деньгами?
— В течение 2018 года следует ожидать разработку алгоритма по монетизации субсидий и внедрение пилотных проектов по ее реализации. Скорее всего, это все будет перед предстоящими выборами как очередная «плюшка» для электората накануне голосования. Монетизацию субсидий планируется провести в два этапа. В апреле стартует первый этап, когда будут отрабатываться алгоритмы механизма, который до сих пор не отработан. С января 2019 года начнется второй этап — открытие социальных карточек, на которые в полном объеме будут начислять деньги без льгот и субсидий. То есть, на протяжении 2018 года будет отрабатываться алгоритм перехода на монетизацию субсидий, а не сам переход. Если очень повезет, те, кто планирует получать льготы в монетарном виде, могут почувствовать, что эти льготы будут им выплачены.
В два этапа монетизации субсидий входит переходный этап — для собственников квартир в многоквартирных домах. Пока с января им будут начислять плату за коммунальные услуги в полном объеме, без льгот и субсидий, эти суммы будут идти на текущие счета ОСМД, но в последующем времени — тем потребителям, которые имеет права на льготы и субсидии, плату будут уменьшать. А другие пока подождут. Начисления в следующие периоды – во второй этап – будут приходить на специальные социальные карточки, которые должны быть открыты в государственных банках.
— Сколько времени понадобится правительству, чтобы запустить процесс монетизации субсидий и льгот?
— Очень трудно сейчас идет согласование всех пунктов о выделении непосредственно денег, не решен вопрос, с какой даты будет проходить внедрение социальных карточек. Начисление на социальные карточки начнется с даты, которая должна быть дополнительно определена, согласно алгоритму выпуска этих социальных карточек и механизма этого процесса.
В настоящее время 68% домохозяйств в Украине имеет субсидии. Это значит, что 9 млн социальных карточек должны быть выпущены государственными банками. Кто это профинансирует, пока не ясно. Каждому потребителю нужно будет оплатить определенную сумму, которая будет зависит от реальных затрат в каждом месяце. С учетом задолженности в бюджет перед монополистами, не ясно, откуда возьмутся деньги на выпуск карточек и их обслуживание, если государство не может расплатиться с долгами еще с прошлого года. При этом в запланированных расходах бюджета на 2018 год ничего не сказано о выпуске карточек и их обслуживании.
— Монетизация субсидий стартует раньше на 9 месяцев, чем было запланировано…
— Монетизация субсидий еще не стартовала. Все зависит, во-первых, от того, какой проект переходного положения или переходного постановления будет разработан, который монетизирует субсидии для ОСМД и ЖКХ (имеются в виду – жилищные кооперативы). Во-вторых, будет ли вовремя принято второе решение о непосредственной монетизации, которая должна дойти до конечного потребителя. Кроме того, для того чтобы все это запустить, повторю, нужны средства. Сейчас пока не ясно, откуда будут браться средства, грубо говоря, деньги для того чтобы эти средства перечислялись непосредственно потребителям на карточки. Поскольку сейчас бюджет уже задолжал миллиарды невыплаченных субсидий, поэтому эти долги официально считаются долгами населения, хотя на самом деле это долги бюджета перед компаниями-монополистами.
— На ваш взгляд, будет ли процесс монетизации прозрачным и открытым?
— Неизвестно. Первый камушек – это постановление о внедрении алгоритма монетизации льгот для жителей – собственников в многоквартирных домах. Если этот алгоритм нормально заработает, тогда можно будет говорить о возможности продолжить процесс монетизации и дальнейшей работе. Здесь очень многое зависит не только от наличия денег, очень многое зависит от того, насколько эффективно будет администрироваться это перечисление. Поскольку тут еще задействована и банковская система, соответствующие средства в безналичном виде будут перечисляться на социальные карты. Опять же необходим учет, контроль, своевременность и администрирование. С учетом того, сколько у нас людей сегодня получает субсидии — а это порядка 68% домохозяйств – весьма сомнительно, что этот проект заработает на 9 месяце раньше. Я не знаю, каким образом все это будет происходить, поскольку алгоритм еще не разработан, не обнародован. Что, собственно говоря, будет в этом решении, пока неизвестно. Да, там есть определенные нюансы, которые обнародуются, что будут выпускаться специальные банковские карты, на эти специальные банковские карты будет насчитываться эти все льготы и субсидии. А вот что потом, что дальше с этими средствами будет – неизвестно.
— Будут ли люди платить с этих перечисленных средств?
— Неизвестно, будут ли люди целенаправленно платить или граждане будут ограничены в том, каким образом эти средства могут ими использоваться, как они будут их расходовать, куда они будут направляться. Здесь достаточно много вопросов.
— Видимо, с введением специальных банковских карт возникнет небывалый ажиотаж в банках…
— Безусловно, ажиотаж в отделениях государственных банков будет однозначно. Речь идет о 8 миллионах домохозяйств. Это означает, что 8 миллионов людей в Украине должны будут получить где-то в каком-то государственном банке соответствующую карту. Мало того, что получить, так на эту карту должны будут перечисляться регулярно средства из государственного бюджета, причем разные суммы – в зависимости от того, сколько будет потребляться соответствующих услуг или товаров и услуг. Кроме того, субсидии ведь есть на газ, на тепловую энергию, электрическую энергию, жилищно-коммунальные услуги — в целом от вывоза мусора до придомовых территорий. Я, честно говоря, не знаю, как этот огромный пласт работы будет выполнен, тем более что его еще пока никто не копал.
— Пострадают ли интересы монополистов в связи с монетизацией субсидий?
— Я удивлюсь, если интересы монополистов пострадают. Они свои прибыли не упустят, потому что тарифы-то по-прежнему начисляются в соответствии с идеологией «затраты плюс», то есть, эта затратная идеология не изменилась, тарифы не стимулируют производителей к сокращению затрат, они, наоборот, стимулируют к приведению к затратам всего, что только можно. Поскольку, чем выше затраты – тем выше тарифы.