Г. Рябцев: «С 1 января в Украине могут вырасти цены на газ»

Министр энергетики Алексей Оржель заявил, что Украина и Россия достигли принципиального согласия о новом контракте по транзиту российского газа через территорию Украины. ГолосUA расспросил эксперта по вопросам энергетики Геннадия Рябцева, вырастут ли цены на газ и к чему готовиться украинцам.

— Геннадий, министр Оржель заявил, что Украина и Россия достигли согласия о новом контракте, так ли это?

— Не знаю, на основании чего были сделаны такие выводы министром Оржелем о готовности договора на поставки газа с России, поскольку никакого соглашения не было подписано. Если бы соглашение было готово, его бы подписали. Во-вторых, непонятно, почему соглашения между двумя объектами хозяйствования, должно требовать политического решения. По словам председателя правления НАК « Нафтогаз» Украины Коболева, вероятность подписания соглашения о транзите газа близка к нулю.

— Почему тогда такие громкие заявления делает Оржель?

— Не знаю. Очень сложно найти логику в заявлениях Оржеля по широкому кругу вопросов. До сих пор не могу понять, переговоры ведет он, а не те, кто должны вести переговоры. Их должны вести представители оператора газотранспортной системы (ГТС) и представители Минфина, который является уполномоченным органом и представляет интересы государства. Непонятно, почему переговоры ведет Оржель, а не Маркарова, и почему оператора представляет руководство «Нафтогаза», от которого этот оператор должен быть независимым.

Мне непонятно, почему у нас экономические вопросы связываются с политическими. Почему разрешение на подписание соглашения должны давать два президента. Если разрешения должны давать два президента, соответственно, никаких договоренностей нет. Существуют вопросы, которые требуют согласований. Если кто-то из высших политических деятелей обеих стран выскажется «против», это будет означать, что никакого соглашения о транзите газа не будет.

— Если контракт с Россией не продлят, то, что нас ожидает с 1 января?

— Ничего, кроме повышения цен для промышленности. Скорее всего, цены будут высокими и продержатся до окончания отопительного сезона. Поскольку не подписание соглашения будет являться информационным поводом для поднятия спекулянтами цен на газовых рынках Европы. От чего выиграют «Нафтогаз» и «Газпром». Поскольку они получат сверхприбыли от торговли газом, закупленным аффилированными компаниями в период минимальных цен на этот ресурс.

«Нафтогаз» обяжет всех потребителей благодаря решению правительства Гончарука покупать газ по завышенной цене. То есть для промышленности цена подскочит из-за того, что у нас стоимость газа привязана к паритету импорта, причем на том рынке, на котором работают спекулянты. Это означает, что будут сокращаться объемы производства на предприятиях, которые используют газ, как сырье. В итоге повысится продукция всех остальных промышленных предприятий, которые используют газ.

Для населения цены не изменятся, но оно будет вынуждено покупать газ у «Нафтогаза» по фиксированной цене, установленной Кабмином, и переплачивать за этот газ. Поскольку эта цена намного выше, чем та, по которой «Нафтогаз» покупал газ летом и во время заполнения газовых хранилищ. «Нафтогаз» застрахован от всего. То есть от рисков, что ему не удастся реализовать газ, который он закупил в газовые хранилища, от снижения цены на рынке. Зато он получит сверхприбыли, торгуя подорожавшим газом для промышленных потребителей.

— То есть транзит газа будет продолжаться без контракта с РФ?

— Все зависит от того, какую позицию займет Россия. Она может прекратить транзит, ссылаясь на недоговороспособность « Нафтогаза». Это напрямую повлияет на рост цен на газ. В частности, на цену паритета импорта и себестоимость распределения газа. В выигрыше окажутся две компании «Нафтогаз» и «Газпром». В проигрыше — все остальные.

— Премьер Гончарук заявил, что Украина согласовала на международном уровне работу нового оператора ГТС, что изменится?

— Окончательное решение должен принять НКРЭКП. Новый оператор получит право подписывать соглашения по европейским правилам. Это необходимость выполнения обязательств, которые взяла на себя Украина в рамках соглашения об Ассоциации с ЕС. Мы обязались провести анбандлинг. То есть выделение функции транспортировки из совокупности других, которые выполняет «Нафтогаз». То есть нам необходимо создать независимого и сертифицированного оператора ГТС.

С 1 января должны быть переданы права на управления, а до 1 февраля 2020 года следует передать все необходимые активы и документы. После этого оператор сможет работать с европейскими коллегами.

Чем быстрее принимаются решения, тем больше в них будет лазеек, которые будут использоваться для получения сверхприбыли отдельными бенефициарами.

Читайте также по теме