- Качество бензина на украинских автозаправках — одна из наиболее болезненных тем, которая поднимается и обсуждается на всех уровнях. Но когда о несоответствии качества на половине АЗС говорит Госпотребинспекция, это уже повод задуматься. О качестве украинского бензина, об акцизах на топливо, а также где приобретать качественный продукт для заправки машины корреспондент ГолосUA пообщалась с директором энергетических проектов научно-технического центра «Психея» Геннадием Рябцевым.
- Геннадий Леонидович, информация Госпотребстандарта о том, что из 400 проверенных заправок половина торгует некачественным бензином, мягко говоря, настораживает…
- Безусловно, Госпотребинспекция делает все возможное, что в ее силах, насколько это предусмотрено объемами выделяемого финансирования. Однако количество проверенных заправок, безусловно, намного меньше, чем число действующих в Украине 6280-и АЗС. Это без учета отдельно стоящих газовых заправок.
- Понятно, что на 400 проверенных заправок в первую очередь проверялось наличие документов, подтверждающих происхождение топлива, реализуемого на АЗС. Другими словами, контролеры искали на каждой заправке наличие ксерокопий и паспорта качества. Если этих документов не было, контролеры вполне могли снять с продажи такое топливо.
- Но… за 7 месяцев было снято с продажи всего 600 тысяч литров — это, грубо говоря, 500 тонн топлива. Всего же в Украине реализуется порядка 10 млн. тонн. Неужели в Украине всего 500 тонн некачественного топлива? Это довольно сомнительно. Поэтому все эти сомнительные реляции… о них можно было бы и забыть.
- Можно ли на государственном уровне решить проблему качественного бензина?
- Наше государство со второй половины 2008 года понятия не имеет, что за топливо реализуется на заправках, поскольку Госпотребинспекция не финансируется в полном объеме.
- Для того, чтобы Госпотребинспекция могла проверить каждую работающую в Украине заправку хотя бы дважды в год, необходимо выделить всего 0,3% от суммы, которая платится ежегодно в качества акцизного налога за реализуемый бензин и дизельное топливо.
- Всего лишь 0,3% от уплаченной суммы было бы достаточно для того, чтобы государство смогло запустить этот процесс и потом, получая деньги от уплаты штрафов, развивать его дальше: обучать персонал, закупать лаборатории и пр. Однако никто не собирается заниматься этими вопросами.
- Каким, по вашему мнению, должно быть долевое распределение акциза?
- В законодательстве должна быть предусмотрена жесткая привязка уплаты акциза к целевым направлениям его использования. Например, 0,3% законодательно идет на проверку качества нефтепродуктов, 10-15% четко идет на потребности «Укравтодора», еще 10% — на улучшение экологической ситуации в регионах, на борьбу с выхлопами, на другие потребности. То есть, собранные с акциза средства должны быть направлены на конкретные направления так, как это делается в любой европейской стране.
- Например, в большинстве скандинавских стран все деньги, полученные от акциза, идут на развитие инфраструктуры. У нас же все суммы, которые фактически платят автолюбители, так как акциз фактически корреспондируется в цены для потребителей, идут в большую дыру госбюджета. И оттуда деньги не возвращаются ни на ремонт дорог, ни на Госпотребинспекцию, ни на экологию, то есть, никуда. Как тратятся деньги, которые тратят автолюбители, то есть, 33% в структуре розничной цены бензина, никто не знает. Поэтому нужно не повышать акциз, а жестко предусмотреть в законодательстве распределение данного акциза. Но, опять-таки, все прекрасно понимают, почему это не делается.
- До тех пор, пока не будет разработан четкий механизм распределения акцизного налога, все разговоры о том, что повышение акциза будет способствовать улучшению качества дорог, топлива и пр. — это пустые разговоры.
- Согласно исследованиям, у нас, по сравнению с европейскими странами, бензин дешевый, но по сравнению с государствами ТС — дорогой.
- У нас цены на бензин самые низкие в Европе, если считать цену-брутто, то есть то, по какой цене оно реализуется на АЗС. По этому показателю, то есть, по брутто-ценам, Украина уступает лишь Беларуси, Казахстану и России, то есть, странам Таможенного союза. В Европе же цены на топливо намного выше.
- Но если мы из этой цены вычтем налоги, то Украина окажется в середине ценового списка Евросоюза — наравне с Германией, Францией, Италией, Австрией и пр. При том, что покупательная способность у украинцев намного ниже, нежели у европейцев. Поэтому повышать акциз, несмотря на то, что он у нас самый низкий в Европе, не имеет смысла, поскольку потребитель будет попросту не в состоянии приобретать это топливо.
- Сейчас среднестатистический украинец за «чистую зарплату», то есть, за вычетом налогов, может купить 222 литра бензина марки А-95. Если же повысят акциз, то украинец сможет купить максимум 150 литров. Это будет обвал спроса. Те же, кто сможет по такой стоимости бензин, будут перекладывать возросшие затраты на конечного потребителя. То есть, повысится стоимость транспортировки и, как следствие, вырастет цена на все товары и услуги.
- Как выбрать для себя автозаправку, чтобы приобретать гарантированно качественный бензин?
- Первое, необходимо выбрать для себя брендовую сеть и заправляться только там. Обычно предпочтение АЗС отдается по отзывам коллег-автолюбителей. После того, как вы определились с сетью, поезжайте на заправку, посмотрите на наличие сервиса. Следует обратить внимание не только на наличие бензоколонок с электронным счетчиком, а не механическим указателем, но и на чистоту туалетов. Также важно наличие телефона «горячей линии»: позвоните по нему, и если вы услышите не автоответчик, который заученными фразами благодарит вас за звонок, а действительно вам отвечает оператор — это дополнительный плюс.
- Ни в коем случае не следует заправляться на АЗС без имени, или заправку с сомнительными брендами а-ля «Талисманы», «Супер-пупер Народные», «Классные» и пр.
- И еще одна хитрость при выборе сети: если на заправке предлагается топливо А-95 и А-95 премиум и разница в ценах на эти виды топлива составляет всего 15-20 копеек, это признак того, что вас явно надувают. Такого быть не может. Настоящая разница — 50-70 копеек, а то и выше. Если бы разница была меньше, не остановились бы украинские НПЗ (нефтеперерабатывающие заводы).
- И еще совет — заправка только в одной сети гарантирует участие в программах лояльности, делающих литр бензина дешевле от 10 до 40 копеек. Плюс, вы не жалеете гривню-другую для пистолетчика. Заправляясь на той или иной заправке постоянно, вам шепнут, если сегодня бензин окажется хуже и посоветуют не заправляться, порекомендовав другой АЗС из своей же сети.
- К слову, если бензовоз на заправке, ни в коем случае не заправляйтесь на ней в течение часа, поскольку это поднимает взвеси в резервуарах. И, подождав, вы не загрязняете свой автомобиль.
- Также не стоит поощрять «бодяжников». Их узнать легко. Если они продают бензин на 10-15 копеек дешевле заправок-соседей, это значит, что они либо продают неизвестно что, либо не доплачивают налоги. То есть, ни вам, ни вашему автомобилю такое «знакомство» ничего хорошего не принесет.
- Каким же топливом лучше заправляться, ведь говорят, что чаще всего фальсифицируют бензин самых дорогих марок?
- Все зависит от вашей марки автомобиля. Загляните в техпаспорт: если рекомендуется бензин «регуляр», то не стоит покупать А-95, вам достаточно А-92. Если в паспорте указан «премиум», то нужно заправляться бензином А-95. В случае, если автомобиль выпущен после 2008 года и произведен в Европе, то обязательно заправляйтесь А-95-«евро». То, что у нас называется «Евро-4» и «Евро-5». Если автомобиль выпущен до 2008 года, то покупка бензина А-95, имеется в виду «Евро-5», приведет лишь к уменьшению денег в ваших кошельках, поскольку топливная система автомобиля не «заточена» под данный вид топлива, появившийся только в 2008 году.
- Для большинства автомобилей американского производства все колебания качества несущественны. И только для «американцев», оборудованных системой гибкого топлива (FFV), можно использовать бензин с добавлением спирта. То есть, он нормально будет воспринимать смесевое топливо, экологические приблуды и пр. Для всех остальных авто, в том числе выпускаемых в Украине, России, Казахстане и других странах СНГ, а также в большинстве государств Европы, которые были выпущены до 2008 года, такое топливо не только не полезно, но и вредно.
Заместитель директора по коммерческим вопросам ПАО «Укрнафта» Сергей Федоренко прогнозирует весомое увеличение...