Утром 27 февраля цены на АЗС начали снижаться после почти двухнедельного подорожание всех видов горючего. Крупнейшие сети сбросили от 1 до 2,45 гривен на литре топлива, а 26 февраля цены крупном опте снизились на 2500 грн./т. О причинах «взлета» и «торможения» цен на бензин, газ и дизтопливо в Украине корреспондент ГолосUA беседовала с заместителем директора научно-технического Центра «Психея» Геннадием Рябцевым.
— Геннадий, какова причина небольшого снижения цен на бензин?
— Это — следствие вчерашней (26 февраля – ред.) встречи министра энергетики и угольной промышленности, а также министра торговли с ведущими трейдерами. На этой встрече трейдеры получили уверения в том, что проблемы с гривной будут частично решены на протяжении ближайших двух недель, что позволяет надеяться на уменьшение финансовых рисков в отношении стоимости топлива. И бизнес надлежащим образом отреагировал.
Кроме этого, насколько мне известно, межбанк работает. Да, есть определенное понимание, что цены будут повышаться, но не такими темпами, которые предсказывались ранее.
— Хотелось бы уточнить: трейдеры поверили правительству или были, так сказать, «предупреждены»?
— Они получили информацию в отношении дальнейших действий Нацбанка. И о его намерениях стабилизировать гривну.
— Многие аналитики очень сомневаются в этом…
— Да. Те, кто занимается реальным бизнесом, безусловно, могут оценить все существующие риски. И снижение цен не означает, что на следующей неделе стоимость топлива не вырастет снова.
— До каких пределов? И от чего это будет зависеть?
— Все будет зависеть от реального курса. Чтобы узнать, сколько будет стоить бензин, можно взять курс в обменниках и умножить его на 0,8. Эта цифра – стоимость бензина, которая будет на заправках на следующей неделе.
— Существуют ли «чемпионы» по ценам среди трейдеров?
— Нет, не имеется.
— Все повышают цены одинаково?
— Все повышают цены, исходя из тех возможностей, которые имеются для того, чтобы минимизировать этот рост. Продавцы топлива понимают, что излишнее повышение цен на нефтепродукты приведет к резкому сокращению спроса. Во взвинчивании цен трейдеры не заинтересованы.
— Что можно сказать о нынешнем уровне спроса? «На глаз» заметно, что дороги в столице, например, опустели…
— Сейчас сказать что-либо конкретное невозможно. Оценочное снижение – 5-10% падения спроса на топливо. Думаю, что больше спрос снижаться не будет. Да и это уменьшение, через определенное время, снизится почти до нуля. Все постепенно привыкают к новому, в том числе, и к новым ценам.
— 26 февраля произошел резкий «скачок» цен на газ после периода относительной стабильности. С чем это было связано?
— Цена на него была занижена. Мы прогнозировали рост стоимости газа, поскольку подорожала закупка в крупном опте, а в продажу поступали партии, оставшиеся еще с позапрошлой недели. Те цены были обусловлены большими запасами, созданными еще в конце минувшего года.
— Газ и дальше продолжит дорожать?
— Да, конечно. Это будет происходить точно так же, как с бензином –«в связке» с курсом гривны.
— И здесь тоже имеется «коэффициент» подорожания по отношению к доллару?
— По поводу газа не могу этого утверждать. Но розничная цена на сжиженный газ будет примерно отвечать 50% стоимости бензина.
— А что будет с ценами на дизтопливо?
— С дизтопливом такая же ситуация, как и с бензином, там почти не отличается стоимость.
— Нефть марки Brent на Лондонской бирже продают немногим более 60 долл за баррель. Влияет ли падение мировых цен на нефть на цену бензина в Украине?
— Конечно, влияет. Если перевести стоимость бензина в доллары, заметно, что с середины минувшего года бензин у нас подешевел очень существенно, примерно на 60%. Но если смотреть на гривневый эквивалент, подорожание за прошедший месяц составило 60%.
— Некоторые сети АЗС в регионах прекратили продавать топливо за наличные, отпускают только по талонам. Прокомментируйте, пожалуйста…
— Пока проблемы есть только у небольших сетей. Но они возникнут и у больших сетей АЗС, если в Украине будут перебои с валютой.